Найти в Дзене
MARIA Annova

В защиту искусства.(Памяти Дмитрия Хворостовского).

Эта статья написана давно, но на мой взгляд, она до сих пор актуальна.

Как-то раз я разговаривала со своим коллегой по цеху, режиссёром театра…

Мы с ним спорили о том, что же такое - искусство. Он говорил, что искусством мы можем назвать всё, буквально всё, что создано человеком! И неважно, хорошо это сделано или плохо, вызывает ли эта “поделка” какие-либо эмоции или нет. Мне были ближе слова Фейхтвангера – “искусство начинается там, где познание сливается с болью или ненавистью”.

Д.Хворостовский
Д.Хворостовский

Мой коллега возражал и указывал на то, что писатель не даёт определения ИСКУССТВУ, а указывает нам на признаки его: то есть искусство, по мнению Фейхтвангера, - это результат взаимодействия разума и чувства от увиденного, услышанного, прочитанного и так далее – сфера нематериальная.

Я продолжала отстаивать свою точку зрения и вспомнила о КАТАРСИСЕ! “Аристотель, - говорила я, - не случайно ввёл это понятие, которое означает “возвышенное удовлетворение и просветление”, которое испытывает зритель, смотря трагедию и переживая страдания вместе с героем. Значит, когда испытываешь катарсис, то тебе посчастливилось встретиться с Искусством.” Мы так и не пришли к единой формулировке, и каждый остался при своём мнении.

Так что же такое - ИСКУССТВО – возвышенное удовлетворение и просветление, то есть сфера нематериальная, или всё, что искусственно, то есть, сделано людьми - материальная сфера и только?

Для меня искусство - это то материальное, от чего я испытываю КАТАРСИС! И к великому моему удовольствию, как оказалось, не только для меня! Это вселило надежду, веру, что не всё ещё хорошее и достойное внимания умерло в нашем царстве-государстве!

Припомните, уважаемые друзья, когда вы в последний раз не скучали на концерте, спектакле, переставали думать о своих делах-заботах и не хлопали из вежливости?

Положа руку на сердце, я не то что КАТАРСИСА не испытывала от увиденного или услышанного в последние годы, если не десятилетия, но и просто приятно не впечатлялась от концертов (а о спектаклях я и не говорю), похожих один на другой, как фабричная продукция.

И всё-таки кто-то там, в небесах, сжалился надо мной и послал мне этот подарок – встречу с ИСКУССТВОМ! Включив седьмого мая телевизор, я попала прямо на концерт российского оперного певца, живущего в Англии, имеющего французскую жену, но сохранившего русскую душу и русскую школу – “школу переживания”.

Этот певец пел перед двухтысячной аудиторией, если не большей, всем известные русские романсы и песни. И вся эта аудитория слушала его так напряженно и сосредоточенно, будто боялась пропустить что-то такое жизненно важное, без чего она уже не смогла бы жить!

А когда этот певец заканчивал петь романс или песню, то весь зал аплодировал ему стоя и кричал “ браво”! Нет, не из вежливости кричал, а потому что своим исполнением он и вызывал то самое ВОЗВЫШЕННОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ и ПРОСВЕТЛЕНИЕ!

Каждый романс, который я, да и все остальные, слышали за свою жизнь раз по сто, был раскрыт им заново! Нет, музыка была та же и слова те же, но мысль!.. Мысль - другая, новая, неожиданная!

Есть такой трагический романс - “Свидание”( его когда-то пел Козловский). Сюжет несложен: молодой человек идёт на свидание к своей возлюбленной, которая мертва. Козловский пел о смерти, и мне было страшно. А этот певец спел о том, что любовь не умерла! И никакая смерть ей не страшна! И из “ страшного” романса он превратился в жизнеутверждающий романс о вечной любви!

Оператор показывал лица людей, сидящих в зале (одно из преимуществ сидящих у телевизоров - мы можем видеть зал!), и на лицах мужчин(!), нет, не ветеранов, а среднего возраста мужчин, были слёзы! - слёзы просветления! Когда-то мой педагог по актёрскому мастерству сказал фразу:“Со слезами зло уходит!” Эти слёзы, с помощью которых уходило из людей зло, и подарил нам Дмитрий Хворостовский!

Может быть, одна из важных задач искусства – открыть наши души, выпустить на волю наши чувства, сделать нас детьми, которые не стесняются слёз, освободить наши души от скверны, покаяться, наконец! Искусство может заставить нас сопереживать - ненавязчиво, непроизвольно, - и научить нас этому сопереживанию.

Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовётся! И нам СОЧУВСТВИЕ даётся, как нам даётся БЛАГОДАТЬ!” Вот эту БЛАГОДАТЬ и дарит нам искусство!

Вы спросите меня, а зачем это нужно, испытывать такие чувства, сопереживать, каяться, очищать свою душу? Верно! Кому-то это и не нужно! Поэтому можно спокойно штамповать на фабрике “звёзд” группы или бригады, даже не знаю, как сказать точнее, похожих друг на друга “певцов”. Но только искусство рождает ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ! И только она, эта индивидуальность, интересна мне, как зрителю! И от встречи с индивидуальностью происходит прозрение, просветление!

Когда-то, ещё в девятнадцатом веке, один купец, вернее, он тогда был только сыном купца, очень полюбил театр. Он заинтересовался, почему один актёр может взволновать зрительный зал и вызвать тот самый катарсис, а другой, не менее талантливый, оставляет зрителя спокойным? Он стал изучать способ существования этих актёров на сцене, анализировать их игру, разбираться в таких понятиях, как "вдохновение “, “чувства”, “перевоплощение” и так далее и тому подобное…

Вы знаете, он разобрался, почему один актёр потрясает своей игрой, а другой нет! И создал целую систему, которая учит вызывать в себе вдохновение, и, благодаря ему, этому вдохновению, зрители и получают этот катарсис! И эта система называется его именем - система Станиславского!

Почему я так подробно рассказала об этой системе, спросите вы меня? Кто о ней не слышал? Действительно, кто только о ней не слышал, и кто только не говорил о том, что она устарела, что существуют другие системы?! Да, существуют! Только такого эффекта не дают! КАТАРСИСА, то есть!

В одном из интервью Дмитрий Хворостовский рассказывал о своём педагоге, которая учила его петь. Нет, не только правильно открывать рот и извлекать звук, но и о чём петь.

Что петь, когда поёшь: музыку, слово или ещё что-то? Что главнее, показать всю красоту своего голоса или заставить зрителя с помощью своего голоса понять то произведение, которое поёшь, передать своё восхищение, или ужас, или боль?

Сказать ему, послушай, ведь этот композитор и вместе с ним и стихотворец, пережили трагедию или драму души, разве ты не испытал того же в своей жизни? Прикоснись и ты почувствуешь, что ты не один на этом свете!

Именно ЭТИМ и занимался на своём концерте Дмитрий Хворостовский! Он не демонстрировал нам свой голос, а творил ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА ( это и есть основа системы Станиславского) в каждом романсе и песне!

Вот почему так остро переживались зрителями и романсы, и песни военных лет, которые были спеты девятого мая! Человеку всегда будет интересен человек с его мыслями, чувствами, переживаниями, страданиями и радостями!

Но чтобы мы, зрители, поверили в истинность этих переживаний, надо сначала научиться их нам передавать. Хворостовский это делать умеет! (умел...)Поэтому зрители кричали “браво”, и плакали, и просили спеть ещё, и не отпускали со сцены!..

(Какое счастье, что кто-то на телевидении разрешил показ концертов Дмитрия Хворостовского и седьмого и девятого мая!)

Когда я смотрю на певцов современных и вижу, как они кривляются на сцене, мне становится больно! Как будто и не было сделано величайшего открытия в театральном искусстве, родоначальником которого явились мы - русские, в лице К.С. Станиславского! По его системе учился запад! И только те актёры становятся их гордостью, звёздами, кто овладевает этой системой! ( Марлон Брандо, Мерил Стрип...).

Да, есть один “пунктик” в этой системе – актёр должен быть Личностью! И этот “пунктик” не всем по зубам! Надо развивать себя, “выращивать” в себе Индивидуальность, не похожую ни на кого. А это трудно! Очень трудно!

Дмитрий Хворостовский именно такая Личность! Наверное, удачей оказалось то, что в начале его карьеры он не был принят в Большой театр! Возможно, он стал бы таким, как все!

Хворостовский не только певец, не похожий на других, но и удивительный человек! Я не видела никогда, чтобы певец такого класса, как он, запросто раздавал цветы, подаренные ему, своим коллегам- оркестрантам и тут же, не уходя со сцены после концерта, раздавал автографы людям, расписываясь прямо на билетах! На его лице не было усталости, а только детская, искренняя улыбка и радость от того, что люди остались довольны.

И я была горда, когда показывали французскую жену Дмитрия, которая с восторгом слушала своего мужа, Россиянина! Я гордилась своей страной, подарившей Миру такого Певца и Актёра!

Так что же такое Искусство? Я ответила на этот вопрос давно!

18 мая. 2004.