Роман Котков — главный редактор издательства Bubble, автор комиксов, креативный продюсер и один из сценаристов фильма «Майор Гром: Чумной Доктор», администратор SpiderMedia.ru, редактор того самого издательства «Комикс».
Ссылка на первую часть интервью с Романом
С учетом актуальных тенденций в индустрии, интересно было бы узнать твое мнения насчет дальнейшей перспективы digital-комиксов в России. Как и насчет синглов, из-за которых до сих пор ворчат десятки фанатов, и к которым вы ненадолго вернулись с инициативой новых серий.
Не было ли каких-то серьезных конфликтов с особо рьяными фанатами и коллекционерами макулатуры, которые жаловались на то, что только через digital-формат изданий можно узнать об актуальных событиях во вселенной издательства и нынешних сюжетах отдельных серий? Уверен, далеко не все хотят дожидаться сборников.
Ну, мы однозначно планируем развивать digital-направление, потому что печатать синглы мы уже точно не будем, как мы и заявляли ранее: нам не нужны остатки на складах. Синглы, вопреки всем воплям в сети, все равно не пользуются такой уж большой популярностью, как многие заявляют.
Мы выпустили пилотные выпуски в синглах, чтобы их купили все и чтобы они дошли до максимального количества аудитории, а дальше уже будем смотреть как их издавать. Например, есть предположение, что «Мир» мы будем издавать небольшими книжками: в первом томе было где-то под 80 страниц, так что, возможно, вторая будет в аналогичном формате.
Короче говоря, книжки — да, синглы — нет. Все остальное будет выходить в digital. Надеюсь, данное направление будет развиваться у нас активнее, потому что телефон всегда рядом, приложение под рукой. Да и продажи digital-комиксов уже сейчас растут.
Насчет конфликтов, конечно, сложно сказать: мне постоянно пишут что-то в духе «идите нахрен, вы все испортили». Но когда начинаешь видеть уже реальные цифры и статистики продаж, становится понятно, что пара ребят может кричать громче всех, но, к сожалению, общая ситуация от этого вот вообще не меняется. Да, лишь читая в digital-формате вы можете узнать об актуальных событиях во вселенной Bubble. Хотите следить за сюжетом вот прямо сейчас — покупайте digital-издания. Это не такие большие суммы, чтобы потом о них жалеть. 75 рублей за выпуск — еще очень дешево.
Чем вдохновлялись при создании новой инициативы? Были какие-то референсы к тому, что происходит в западной индустрии? К примеру, отдельные ходы и концепты из релаунчей вроде Rebitrh и Marvel NOW. Как часто вообще читаешь западные комиксы и сравниваешь их работы с отечественными тайтлами?
Сравнения с Marvel и DC сейчас тяжело делать, потому что я очень мало стал читать их — мне, говоря начистоту, мало что нравится, а пробовать что-то откровенно новое не хватает времени. Я продолжаю читать какие-то основные серии вроде «Batman», «Amazing Spider-Man», «Flash», порой могу заглянуть в какой-нибудь «Suicide Squad». Но в целом я не скажу, что активно слежу за современными комиксами и инициативами издателей.
Релаунчи вроде Rebirth и Marvel NOW я читал, но это не то, что подойдет отечественным комиксам, потому что у них совершенно другие веяния и совершенно другие источники вдохновения. Моя задача была выпустить новые классные проекты, в которых я уверен, в остальном — нет, никаких источников вдохновения не было. Были истории, которые мы изначально хотели сделать, и они получились максимально отечественными: тот же «Мир», «Громада», «Нечистая Сила» и многие другие. Они прям русские, так что нет — я не хочу сравнивать наши работы с произведениями наших западных братьев.
Единственное, о чем я жалею — что не попал на San Diego Comic-Con в этом году, чтобы купить себе новых книжек и ознакомиться со свежими тайтлами. Что до вопроса: наша инициатива вышла крайне самобытной, и я ей очень горжусь.
Прочитать обзоры на «Нечистую Силу», «Редактора» и «Громаду» вы можете по прикрепленным к названиям ссылкам.
Мне бы хотелось узнать, с кем тебе было приятнее всего работать, а с кем, говоря мягко, непривычно. Всегда занятно услышать о том, какой авторский тандем лучше всего работает и сильно ли это отражается по итогу на комиксе. Ну и с каким бы автором ты поработал сам, будь такая возможность (в том числе и из ныне почивших)?
Моя вовлеченность в разные проекты была разной. Я принимаю активное участие в обсуждении серий вроде «Мир» и «Чумной Доктор», когда как некоторые проекты — почти полностью авторские произведения. Скажем, «Нечистую Силу» Артема Бизяева мы обсуждаем лишь с сюжетной точки зрения, а все события, характеры персонажей и шутки Артем делает уже сам. В «Бесобое» же моя вовлеченность всегда большая, потому что там уже продумал план, который мы регулярно корректируем и стараемся менять к лучшему.
Мне приятнее всего работать с авторами, которые готовы в ответ работать с правками. К примеру, я хорошо сработался с Алексеем Волковым, ибо он готов к изменениям, прислушивается к мнению редактора, да и в диалоге с ним можно «родить» много толковых и крутых идей. Лучше всего, само собой, когда вся авторская команда заинтересована в достижении успеха и работает на результат — к примеру, команда комикса «Чумной Доктор». Несмотря на то, что мы огромное количество времени обсуждаем самые разнообразные идеи, персонажей, активно спорим друг с другом — так или иначе это работает на результат и, конечно же, сильно отражается на комиксе, потому что в конечном итоге все хотят сделать хорошую серию.
Насчет авторов: честно говоря, нет таких людей, с которыми бы я прям безумно мечтал поработать. Я хотел, чтобы Миньола нам нарисовал на какую-нибудь из серий обложку, и мы даже об этом один раз вроде как договорились, но в итоге не совпали по графику. И видимо, не факт, что совпадем вообще [смешок].
Ну а вообще мне бы хотелось, чтобы нам крутые люди классные обложки рисовали, а вот именно поработать над историей — это... тяжеловато. То есть, уже проще работать с авторами, которых ты знаешь и с которыми тебе проще вести диалог. Что касается западных: сейчас мы работаем с Далибором Таладжичем, художником «Deadpool Kills The Marvel Universe». Он наш друг и с ним очень легко общаться, а вот с незнакомым автором работать, у которого тоже могут быть свои «тараканы», уже будет тяжело. Честно, не знаю даже с кем бы я поработал. Уж точно с кем-то хорошим! Я люблю работать с хорошими авторами [смеется]. Это куда как важнее, на мой взгляд, чем статус супер-мировой звезды и огромная популярность.
Весьма неприятная тема, которую я все равно хочу затронуть в нашем с тобой интервью: как тебе видеться связь творчества человека и самого автора, его личности? Должны ли события, происходящие с автором, в дальнейшем влиять на его работы? Само собой, тут я вспоминаю и кучу скандалов на западе, и недавние обвинения в сторону Уоррена Эллиса с отменой его истории в антологии к «Death Metal», и скандал вокруг уже не совсем личной жизни Беаты Коташевской и Максима Чумина. Помню, ты еще в 2016-ом сам отреагировал на крайне резкие обвинения Макса, который поливал грязью издательскую тусовку за «лицемерие».
По поводу связи автора и его творения: если это авторский проект какой-то, не мейнстрим, то, безусловно, связь огромная, потому что это в первую очередь то, что волнует и заботит самого автора. Когда этот же человек, к примеру, делает какой-нибудь проект на мейнстрим за деньги — это уже, конечно, вряд ли отражает какие-то его позиции: только навыки и талант. Если авторский проект, то там задействовано личное отношение и можно уже проецировать работу на личность, что стоит за ней.
По поводу конфликтов последних: очень сложно, честно говоря, это все комментировать, потому что, очевидно, это очень неприятные события. Конечно, в России смешно звучит, что есть какое-то влияние и власть у авторов комиксов, но на Западе это действительно крайне больной случай. Если какие-то люди действительно таким образом пытаются самоутверждаются за счет своего статуса, принося в жизнь других людей только негатив, чувство вины, психологическое и физическое насилие, то это чудовищно. Такого просто не должно происходить в нашем мире.
Поэтому, да, то что люди проецируют свое отношение к авторам на их творчество — это понятно, скажем так. Но зависит не только от самих обвинений, но и от других факторов. К примеру, в истории с Джеффом Джонсом я не могу полностью встать на сторону его обвинителей. Мне кажется, что многие годы работы и отзывы коллег показали, что Джефф Джонс — замечательный человек и прекрасный автор, который вовсе не способен на вещи, приписываемые ему. И уж тем более сравнивать какие-то рабочие моменты с абьюзерскими отношениями — это неправильно. Что касается обвинений в сторону других авторов комиксов — это уже другие случаи.
Ну и в российской индустрии в последнее время есть какие-то такие вещи... Честно, я даже не знаю как это комментировать, потому что с этими людьми я общался на фестивалях, ездил в командировки и так далее. Сложно, конечно, оценить все это со стороны, потому что тут ты вовлечен еще и эмоционально. Конечно, оправдывать насилие попросту нельзя. Проблема в том, что отечественная комикс-тусовка такая вроде бы маленькая и компактная, а-ля дружелюбная, а по факту происходит такое.
Я очень переживал, что мы в Bubble всегда держались особняком от всех остальных. К примеру, тех же издателей Marvel в РФ, которые все друг с другом общаются. Переживал, что мы мало тусили с ребятами, не ходим по-дружески отдыхать. А вот сейчас начинаю думать: «Может, блин, даже хорошо, что мы ни с кем по-дружески не общались». Все люди разные, и в своем коллективе хотя бы можно нормально ориентироваться.
В общем, все это — очень сложная ситуация. Реально, надеюсь, что люди после всего произошедшего останутся живы, здоровы и по итогу придут в себя. И разумеется, отношение читателей к авторам и издателям хоть как-то, но все равно изменится.
Ну и давай напоследок отвлечемся от негатива: посоветуй три комикса Bubble, которые стоит прочитать новичкам, и три западных тайтла, которые достойны внимания каждого фаната комиксов.
Так, сначала про Bubble... Сложно, блин. «Мир» точно. Попробуйте его почитать, если вы читали до этого супергеройские комиксы и хотите узнать о чем у нас на эту тему могут писать. Посоветую еще, наверное, «Экслибриум» — для аудитории, которая, может, не совсем по комиксам, но хочет погрузиться в магический новый мир, атмосферу сказок, и при этом удивляться и поражаться крутым твистам. Ну и, не знаю, посоветую сборник «Злодеи», потому что там максимальное разнообразие авторов, так что можно за одну книжку познакомиться сразу с кучей талантливых ребят, прощупав их собственный стиль и сделав выбор.
Что до западных, то, не знаю, миллиард таких комиксов. Индустрия на западе буквально купается в классных комиксах. Советую посмотреть просто Mustread на SpiderMedia, там уж выбирайте по вкусу для себя. Я недавно прочитал целиком «Ходячих Мертвецов», поэтому буду теперь всем их рекомендовать. Сериал я не смотрел, а вот комикс точно надо залпом читать — тем более «Комильфо» все уже издали. Посоветую еще «Черный Молот» — мне очень нравится подход Лемира к супергероике. Я читаю супергероику, поэтому ее и рекомендую — и мне не стыдно! Ну и я очень люблю Джеффа Джонса, так что ознакомьтесь с его периодом на «Зеленом Фонаре». Как мне кажется, Джонс вообще максимально в теме того, что нравится его аудитории. А вообще мой самый любимый комикс — «Отряд Самоубийц» Джона Острандера. Великий ран, который можно залпом читать. Как-то так.
Ссылка на мою группу VK
Ссылка на канал в Telegram