Как могла бы развернуться история клонирования человека?
Все началось с овец. Предположим, клонирование стало обычным делом для людей...
Это казалось невозможным, но в конце концов оказалось на удивление легко. Поэтому, хотя мало кто знал об их создании в то время, первые человеческие клоны родились в 2020 году на Тайване. Теперь, когда эти клоны празднуют свои 30-е с-дни, кажется, что это хороший момент, чтобы пересмотреть историю клонирования.
Эти первые клоны, детища Лао Чэня, были настоящими детьми нескольких ее аспирантов, зачатыми по методике, использованной для создания первой клонированной овцы. Это должно было извлечь ядро клетки тела добровольца и вставить его в энуклеированную человеческую яйцеклетку, предоставленную вторым добровольцем, прежде чем повторно имплантировать весь пакет обратно в матку этого добровольца. В прошлом это оказалось невозможным для людей, но Лао придумал, как работать с эпигенетическим программированием пересаженного ядра (в основном, связкой химических переключателей, которые держат гены “включенными” или “выключенными”), так что в результате получился человек, а не скремблированный пучок клеток.
Лао подождала, пока у ее клонов закончатся вторые с-дни, прежде чем объявить о том, что она сделала. Семь из 11 имплантированных яйцеклеток пришли к сроку и родились, и только один из клонов впоследствии умер. Самое главное, что остальные казались здоровыми; и, действительно, все еще живы и здоровы.
Блюстители общественной добродетели пришли в ярость оттого, что все это происходило тайно. Некоторые задавались вопросом, насколько "добровольным" было участие суррогатных матерей. Но существование "Тайбэйской шестерки" положило конец спорам о том, следует ли вообще разрешать клонирование человека, и начало более плодотворному обсуждению обстоятельств, при которых оно должно быть разрешено.
Правительство Тайваня, купаясь в успехах Лао, приняло закон, который устранил любые сомнения в законности этого процесса. Япония и Южная Корея быстро последовали его примеру. Британское Управление по оплодотворению и эмбриологии человека изучило этот вопрос, обеспокоенное главным образом уровнем внутриутробного истощения. Отметив, что мертворождение является естественным явлением и что Тайбэйская шестерка, по-видимому, развивается нормально, она рекомендовала парламенту разрешить клонирование человека в Великобритании. Большинство западных стран последовали его примеру.
Только в Америке этот вопрос был слишком острым, чтобы решать его на самом высоком уровне. Удивительно, но дебаты не разделились по тем же линиям, что и давние споры этой страны об абортах. Хотя многие сторонники жизни выступали против клонирования как еще одного вмешательства в данный Богом метод воспроизводства людей, некоторые приветствовали новую форму продолжения рода. Сторонники такого выбора разделились на тех, кто считал его унизительным для женщин—низведенным до роли простого сосуда для чужих детей—и тех, кто приветствовал дальнейшее расширение репродуктивного выбора. Конгресс колебался, как и президент. В конце концов Калифорния решила, что воспроизводство должно быть делом штата, а не федеральным, и легализовала клонирование. Это решение было одобрено Верховным Судом, что привело к появлению лоскутного одеяла разрешений по всей республике.
В те дни клонирование оставалось дорогим занятием, предназначенным только для богатых и энтузиастов.
Конечно, были и некоторые эксцессы. Миллиардер, сколотивший состояние на синтетических алмазах, убедил 16 моделей своей компании носить клоны самого себя. Слухи из Северной Кореи предполагали попытку клонирования элитных солдат с целью создания совершенной армии. Однако основными пользователями технологии были лишенные родителей, потерявшие ребенка и жаждущие такой же замены.
Как правило, такие пары не разочаровывались—по крайней мере, поначалу. Клонирование показало, что человеческая личность в значительной степени врожденная, поэтому молодые клоны обычно были приятно похожи на своих ушедших братьев и сестер. Однако по мере того, как эти "воскрешающие" клоны становились старше, у многих развивались обиды, похожие на обиды детей-актеров и музыкантов, которые начинают думать о себе как о простых агентах родительских амбиций.
Для того чтобы клонирование стало обычным явлением, необходимы еще два прорыва.
Один из них основан на создании в 2006 году японским исследователем Синьей Яманакой индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, полученных непосредственно из соматических клеток тела, таких как кожа. Эти клетки, в настоящее время обычно используемые для восстановления тканей, обладают потенциалом превращения в любой тип клеток организма. Но в 2026 году Хироко Ода также придумала, как настроить их эпигенетические переключатели, заставляя их вести себя как только что оплодотворенные яйцеклетки, формируя сначала эмбрион, затем плод, а затем жизнеспособное животное. "Эмбрионизация", как она называла этот процесс, была признана безопасной для использования человеком пять лет спустя—по счастливому стечению обстоятельств в тот момент, когда искусственные матки также были одобрены для использования человеком.
Пик мини-я.
Одним махом эти разработки избавили от необходимости искать добровольцев либо для поставки яйцеклеток для ядерной трансплантации, либо для переноса клонированных эмбрионов в срок. В 2030-х годах клонирование стало чрезвычайно модной идеей. На пике моды около 10% новорожденных в Сан-Франциско были зарегистрированы как результат клонирования.
Это, однако, было наивысшей отметкой для клонирования человека, поскольку люди начали обнаруживать, что воспитание мини-меня не было радостным опытом создания безупречного симулякра, на который они надеялись. Сходные личности прародителя и потомства часто усиливали проблемы родительства, а не уменьшали их. Вспомогательная репродукция, как стало известно аппарату искусственных маток и их поддерживающей жидкости, остается популярной среди женщин, которые не хотели бы, чтобы их жизнь была нарушена беременностью, и среди мужских пар. Но в наши дни предпочтительнее использовать его для развития плодов, зачатых либо обычным ЭКО, либо GFSC (гаметогенез из соматических клеток, в котором сперматозоиды или яйцеклетки сделаны из клеток кожи), так что гены обоих родителей смешиваются в ребенке, которого они совместно воспитывают.
Движение сверхчеловека громогласно выступает за отмену законов, в основном принятых тогда, когда впервые была разрешена генетическая модификация человека, которые запрещают модификацию генома для создания существа, которое не населяет человеческое “G-пространство”. Члены движения хотят иметь возможность создавать людей, которые даже в принципе не могли бы возникнуть как комбинация известных естественных генетических последовательностей человека. Они считают, что компьютерное моделирование теперь настолько хорошо, что последствия изменений ДНК вне G-пространства можно предсказать, и что таким образом можно избежать риска “нечеловеческих” монстров. Никакая юрисдикция пока не разрешает этого. Но, учитывая простоту редактирования ДНК в наши дни, трудно поверить, что где-то в мире нет именно такого существа, готовящегося отпраздновать свой второй день С.