Борис Кулида, стартап-менеджер франшизы «РОББО Клуб» по всему миру, рассказывает, с какими трудностями сталкиваются предприниматели при открытии бизнеса, какой главный фактор успеха любого стартапа и где стоит открыть школу робототехники.
Сколько клубов вы помогали запустить? Какова их география?
- Сразу уточню: я тоже франчайзи «РОББО Клуба», стал им три года назад. В компании заметили мой энтузиазм, опыт и предложили такую роль, которой я очень горжусь. В статусе стартап-менеджера я чуть больше года: запускал шесть клубов в России, один в Румынии, один в Тайланде. Также помогал японцам и финам.
«РОББО Клуб» — не первый мой бизнес. В 10 классе я уехал учиться в США по стипендии, потом получил там высшее образование, работал в банковской сфере, открыл свой сервис бытовой и коммерческой техники. Так что у меня изначально был глобальный взгляд: я хотел не просто открыть кружок робототехники, а делать что-то большее.
Какие сложности испытывают начинающие предприниматели на старте, в чем им приходится помогать?
- У многих есть боязнь: «получится или нет». Обычно мы советуем попробовать наш курс сначала на своих детях или детях знакомых. Посмотреть методику глазами педагога: важно заранее посмотреть, что вы будете продавать. Если идея придется по душе, то и бизнес получится.
Другой распространенный страх: «Ой, это же робототехника — это сложно, долго, трудно». Нет! Достаточно ненадолго окунуться в эту сферу и понять, что на самом деле это просто. Тем более с помощью сильной стартап-команды.
И третий момент: люди боятся купить франшизу и остаться в одиночестве. Тут я сразу объясняю, что у нас сообщество: все обсуждают и плохое и хорошее, успех одного партнера становится успехом другого. На любой вопрос отвечают быстро и вежливо, в общем, сразу хочется быть в такой команде и ассоциироваться этими людьми. У нас есть группа в мессенджере. Каждую неделю проводим созвоны-конференции, где можно узнать, кто что внедрил, что у кого получилось, кто как решил конкретную задачу. Есть чаты по отдельной методике, чат для педагогов. В общем, общение, обмен опытом, обзор ошибок идут постоянно.
Какие самые неожиданные трудности при запуске бывают у франчайзи?
- Многие думают: «Куплю франшизу и можно о ней никому не рассказывать». Нет, надо ассоциировать себя с этим делом и активно практиковать ораторские способности. Идешь за хлебом, в парикмахерскую? Ты обязан рассказать, что открыл кружок робототехники. Видишь маму с ребенком? Надо не побояться и подойти, сказать: «У нас сейчас идет урок по программированию, зайдите, посмотрите». Лучше всего продается энтузиазм: когда ты рад и гордишься тем, что делаешь. Вы делитесь успехом и приглашаете стать частью этой истории. Когда говоришь о будущем детей, люди всегда слушают. А когда они видят результат и перемены в своем ребенке, не хотят отпускать робототехнику из жизни.
Кто он, человек, который открывает франшизу «РОББО Клуб»?
-Не могу сказать за всех, но по своему опыту вижу, что часто франшизы открывают семейные пары. Где-то приходят сразу вдвоем, где-то приходит один, а партнер подключается в процессе. Все, с кем я работал, имеют детей, у всех есть такая мысль: надо дать хорошее образование своему ребенку, а почему бы не взять и создать самому для ребенка хорошее образование и качественную среду общения для учебы и друзей. Когда я разговариваю с человеком, я всегда спрашиваю: «Вы только денег хотите заработать или вам это действительно интересно?» Финансовая модель написана так, что деньги все равно придут. Но самый большой эффект получается, когда над проектом работают энтузиасты. Так что портрет франчайзи таков: это ответственные люди с большим энтузиазмом, которые хотят принести пользу и своему ребенку, и обществу.
На рынке есть несколько школ робототехники для детей. Какой обычно решающий аргумент в пользу выбора франшизы «РОББО Клуб»?
- Основное отличие «РОББО Клуб» от остальных школ: это не клуб для развлечений, где можно оставить ребенка на какое-то время, а настоящая школа. У нас не дают готовый моторчик на креплении с редуктором, который можно посадить только в конкретный паз. Все создается с нуля. Ребенку надо создать редуктор, подключить его к плате Arduino, запрограммировать ее. Мы идем с азов, объясняем все по "кирпичикам": что такое электричество и электрические цепи, понятие «переменная» и так далее. Систему координат у нас понимают второклашки: все это преподается наглядно и интересно. И всегда дается практическое задание, чтобы закрепить материал и увидеть результат. Хотелось бы, чтобы наша методика была в каждой школе. Тогда учиться будет интереснее.
Жителям каких регионов вы бы посоветовали открыть «РОББО Клуб»?
- Мне кажется, что мест, где можно открыться, полно. Успешный бизнес в этой сфере может получиться в любом городе, где есть заметная прослойка населения, которая озабочена будущим своих детей, и какое-то градообразующее предприятие или университет. Я открылся в маленьком городе моряков: в Керчи живет 167 тыс. человек. В маленьком городе вы быстро увидите эффект: люди к вам потянутся. В больших городах эффект будет, но ждать придется немного дольше: там больше конкуренция, клиент и так задерган рекламой и предложениями. У нас есть хорошие примеры кружков робототехники в поселках. Я вижу, что их бизнес работает и успешно. Лично меня двигает такая мысль: лет через семь, все эти ребята — будущие инженеры смогут работать на моем заводе. Я люблю глобальные цели.
Если вы хотите больше узнать про то, как стать партнером РОББО и открыть свой собственный РОББО Клуб - переходите по ссылке.