Найти тему
Мягкий массаж мозга

Викторианский роман о несчастной Эмилии

Недавно я прочитала "Викторианский роман о несчастной Эмилии" Франца Вертфоллена и после прочтения поняла, что определенно вносила бы этот роман в школьную программу. Не красота и глубокомысленность "дуба" должна поражать молодые умы. Они должны читать то, что учит их жить, не быть дубами, а главное - не жалеть себя.

Юная англичанка Эмилия Стоун принята на работу на лето. В ее голове нет понятия о том, что она должна миру, зато она хорошо знает, что мир должен ей. Её должны уважать, ценить, слушать, потому что… А давайте посмотрим на нее, чтобы понять, за что же ей положено такое счастье быть оцененной и услышанной? Эмилия становится гувернанткой у девятилетнего, но не обычного мальчика, которого зовут Франц Вольфганг фон Вертфоллен.

А вот, собственно, и сам Франц.
А вот, собственно, и сам Франц.

Он наследник австрийской аристократии. А еще он видит яснее и глубже взрослых. Ему с малых лет хорошо известно такое понятие, как «ответственность». И вот у него появляется гувернантка, которая, решив отдохнуть от «тяжелой работы», отправляется на пляж, вместо того чтобы следить за ребенком. Кстати говоря, в ее «тяжелые обязанности» входило быть «глазами» и следить за тем, чтобы мальчик не ходил там, где детям не место.

Например, по заведениям для взрослых, потому что такие эпизоды в непредсказуемой жизни 9-ти летнего Франца уже были...
Например, по заведениям для взрослых, потому что такие эпизоды в непредсказуемой жизни 9-ти летнего Франца уже были...

Но следить за ребенком для Эмилии было очень тяжелой работой. Вот поэтому она и доверила Франца его брату, а сама ушла на пляж, полагая, что имеет на это священное, как корова в Индии, право. Радость длилась недолго. Мальчик, даже если и молчал сначала, но такой халатности не спускал. «Ты тупая такая, что последствия действий своих не видишь?» - говорит Франц, когда весь дом узнает, что Эмилия предпочла загар выполнению своих обязанностей и получила выговор. На что Эмилия ему обиженно и пристыженно выдает: «…ты не имеешь ни малейшего права говорить со мной, как…» «С дурой?! Право говорить с тобой, как с дурой, мне дает тот факт, что ты дура. И меня злишь.» А потом Эмилия вместо того, чтобы исправиться, ушла давиться обидой и рыданиями за фонтан. Вернемся к вопросу: за что же Эмилии должно достаться счастье быть услышанной? А ни за что. Потому что она сама никого не слышит, и в её очень тесном и пресном мире есть только один человек и только одна несчастная обиженка – и это она сама.

Франц безобидно прозвал Эмилию "капкейком". "Капкейки должны быть просто красивыми и в горошек. Тебе не надо думать... о смерти и налогах." - говорит он своей гувернантке в самом начале их знакомства.
Франц безобидно прозвал Эмилию "капкейком". "Капкейки должны быть просто красивыми и в горошек. Тебе не надо думать... о смерти и налогах." - говорит он своей гувернантке в самом начале их знакомства.

По мере чтения понимаешь, как нелепо это выглядит, когда пребываешь в иллюзии, что мир крутится вокруг тебя: неумелая и глупая гувернантка обижается, что семья, которая ее наняла, не оказывает ей должного почтения. Но ведь она его не заслужила, и всё здесь вообще не про неё. Роман просто кричит: не будьте «Эмилией»!!! Не превращайте вашу жизнь в несчастный "викторианский" роман! Не думайте, что весь мир – это о вас! Учитесь смотреть на других! На таких, как маленький Франц, который, несмотря на свой возраст, говорит голосом Разума, которого не хватает всем. Смотреть на то, как полно, ярко и осознанно он живет.

Вы удивитесь, как много всего можно пережить к девяти годам, если не бояться жизни и, тем более, не обижаться на нее, а идти с любопытством навстречу.
Вы удивитесь, как много всего можно пережить к девяти годам, если не бояться жизни и, тем более, не обижаться на нее, а идти с любопытством навстречу.

От такого огня в мальчике даже у его бесполезной гувернантки к концу романа внутри начинают двигаться механизмы понимания происходящего. Если не в форме мыслей, но в форме чувств до неё доходит: «рядом с этим мальчиком у неё всё самое настоящее, что когда-либо было и будет». И конечно, если вы «дура, Эмилия», роман об этом тоже прямо скажет. Здесь нет никаких загадочно-завуалированных «с кем не бывает», «у вас всё получится». Здесь есть правда о всех и о вас, в частности. И правда эта целебна, потому что даёт шанс меняться. Можно наконец утереть слёзы и сопли с носа и сказать себе: я беру ответственность за себя. Этому миру и без меня достаточно «Эмилий». Я убью в себе эту скользкую и ноющую жалость, чтобы выковать вместо неё человека, который достоин и красоты, и счастья. «Викторианский роман о несчастной Эмилии» в этом деле вам в помощь. Читайте сами, а ещё давайте читать детям, предвосхищая их халатные ошибки и зацикленность на себе. Пусть учатся у прекрасного, открытого миру Франца и узнают, к чему приводит безответственность и глупость слепых капкейковых «Эмилей».

Наслаждайтесь Италией, очаровательными Францем и Гербертом (тот самый брат), летом и юностью ЗДЕСЬ

#Франц вертфоллен #писатели #классика #проза #книги