В 1974 году, не дождавшись выхода диска-гиганта, Александр Лерман покинул «Веселых ребят». Главной причиной его ухода была полнейшая невозможность исполнять и записывать собственные песни.
Почти одновременно с Лерманом группу покинули барабанщик Владимир Полонский и басист Евгений Казанцев.
Лерман и Полонский пошли в Театр им. Ленинского комсомола, в группу «Аракс», которой руководил их старинный приятель гитарист Юрий Шахназаров. В «Ленкоме» в это время кипела работа. Режиссер Марк Захаров, окрыленный успехом «Автограда-XXI», ставил новый музыкальный спектакль «Тиль» (по пьесе Г. Горина), под который в «Аракс» набирался новый звездный состав. Кроме Лермана и Полонского в группу тогда пришли Сергей Беликов (вокал, бас-гитара) и Сергей Рудницкий (клавишные).
«Тиль» был смелым и даже авангардным представлением с элементами подлинной драмы и подлинной сатиры, как охарактеризовал его сам постановщик. В спектакле были заняты прекрасные актеры: В. Ларионов, Е. Фадеева, Ю. Колычев, Н. Скоробогатов, М. Лифанова, Д. Гошев. Молодой Н. Караченцов на следующий день после премьеры, как говориться, проснулся знаменитым, а для И. Чуриковой началась новая сценическая биография.
Музыканты «Аракса», одетые в монашеские рясы с капюшонами, открывали спектакль исполнением негромкого псалма, после чего спускались в партер, откуда, сидя в первом ряду, аккомпанировали и пели. Все это было необычно и очень интересно: от музыкантов требовалось умение двигаться, подключаться к действию, перевоплощаться, выполнять требования режиссера.
Спектакль пользовался огромной популярностью. В 1975 году в журнале «Кругозор» вышла пластинка с фрагментами спектаклей «Автоград – XXI» и «Тиль», которые исполнил «Аракс».
Помимо работы в театре, музыканты «Аракса» снялись в эпизодической роли в кинокомедии Георгия Данелии «Афоня». Вот что об этом рассказывает сам Георгий Данелия в своей книге «Тостуемый пьет до дна»:
«Танцы договорились снимать ночью, в зале клуба имени Крупской в Текстильщиках. Я попросил, чтобы были современные музыканты. Привели группу, главный — курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держатся независимо. Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. Показались мне ненадежными, потому что в мое время лабухи выглядели совершенно по-другому, красиво: длинные волосы густо набриолинены и ровно зачесаны назад, пиджак в клетку до колен, яркий галстук, чаще всего с павлином. Темные брюки дудочкой, белые носки и туфли на толстом каучуке, на безымянном пальце — перстень. А эти! Какие-то не такие. В мятых дырявых джинсах, в майках, небритые и волосы во все стороны. Я сказал, что эта компания не вызывает у меня доверия и я не уверен, что они придут.
— Вы же сами просили современных. Эти и есть самые современные, — возразили помощники.
— Приведите еще кого-нибудь для страховки, — сказал я.
Они привели еще, точно таких же волосатиков.
Вечером я не мог проехать к клубу — столько было кругом народа. Толпы молодых девушек и парней, которые рвутся в клуб и их еле сдерживает милиция. А мы-то боялись, что ночью будет трудно наполнить зал массовкой, потому что мало кто согласится за три рубля всю ночь не спать.
Оказалось, что мы пригласили сниматься самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа была «Машина времени» Макаревича, а вторая — «Аракс» Шахназарова.
Теперь я очень горжусь, что «Машина времени» дебютировала в фильме «Афоня». И при любом удобном случае не забываю об этом сказать…»
Съемочная группа отсняла целый концерт, но, к сожалению, из-за яростного противодействия цензуры в фильм вошел лишь эпизод, где Лерман, Шахназаров и Полонский исполнили свой старый хит «Мемуары» (на стихи Валерия Сауткина).
«Машина времени» и вовсе осталась за кадром. В фильме лишь звучит песня «Ты или я». Музыканты еле видны на заднем плане танцующей массовки. Тем не менее это было знаковое событие: впервые с киноэкрана зазвучали песни самодеятельной рок-группы.
А ещё музыкантам выписали солидный гонорар. Андрей Макаревич вспоминает: «Данелия купил у нас две песни, потому что, видимо, хотел нам заплатить, Я получил рублей 600, бешеные по тем временам деньги. Зашел в комиссионку, приобрёл 4-дорожечный магнитофон Грюндиг ТК46. На нём можно было с дорожки на дорожку переписывать. Вот мы с ним сидели и сами занимались записью. Такое у нас было саундпродюсерство».
Но Александр Лерман недолго проработал в «Араксе» и вскоре ушел в ВИА «Добры молодцы», куда его пригласил Сева Новогородцев. Лерман надеялся, что там он сможет исполнять свои песни, которых у него накопилось довольно много. И действительно «Добры молодцы» на концертах пели песни Лермана, вот только записать их не удалось. Зато Лерман, будучи солистом «Добрых молодцев», записал русскую народную песню «Утушка луговая», которая вышла на звуковой странице журнала «Кругозор» (№ 3 за 1975 год), а также несколько новых песен Юрия Антонова на слова Игоря Кохановского - «Садовое кольцо» и «Мое богатство».