Найти тему
STALOGISTIC

Маркировка: повышаем эффективность или уничтожаем бизнес?

Обязательная маркировка товаров вводится в России поэтапно с 2017 года. Требование об обязательной маркировке уже распространяется на изделия из натурального меха, алкоголь, сигареты и медицинские препараты из перечня высокозатратных нозологий. С 1 июля маркировка стала обязательной для всех видов табачных изделий, лекарственных средств и обуви. В течение 2020 года этот перечень пополнят бутилированная вода, одежда и белье, духи и туалетная вода, шины, велосипеды и фотооборудование. А к 2024 году обязательная маркировка товаров должна распространиться на всю потребительскую продукцию.

От эксперимента — к воплощению

Эксперимент по внедрению обязательной маркировки товаров в России стартовал в 2016 году, и первой товарной категорией, подпавшей под маркировку, стала меховая продукция: с 12 августа 2017 года оборот немаркированных изделий из натурального меха был запрещен. Пилотный проект был признан удачным, и в декабре 2017 года Правительство РФ приняло решение о создании Единой системы маркировки и прослеживаемости товаров. Целями системы названы: обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, для мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках; а также обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, основанных на использовании данных.

Маркировка подразумевает нанесение производителями и импортерами продукции цифрового маркировочного кода Data Matrix на упаковку товара или товарный ярлык. Код содержит информацию о наименовании продукта, его производителе, о дате, времени и месте его выпуска, а также персональный идентификатор конкретной единицы продукта.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 791-р, маркировкой товаров обязаны заниматься производители и импортеры. При реализации импортного товара производитель или импортер заказывают нужное количество кодов в единой системе маркировки, затем маркируют товар и после этого ввозят его в Россию. Для работы с маркированным товаром всем участникам процесса — производителям, дистрибьюторам, логистам и продавцам — нужно подать заявку в единый центр мониторинга и маркировки. Введенные данные необходимо подтвердить усиленной квалификационной электронной подписью организации или ИП. После проверки сведений появится доступ в личный кабинет, и участник маркировки получит регистрационный номер.

Коронавирус vs маркировка: кто победит?

Процесс перехода к обязательной маркировке продукции в 2020 году значительно осложнила пандемия коронавируса и карантин. Из-за закрытия границ поставки необходимого оборудования остановлены, а сроки поставок доступного оборудования увеличены, так как страны — производители компонентов закрыты на карантин. Есть трудности и с организацией работы по внедрению маркировки, так как заморожено получение виз, и специалисты не могут приехать на предприятия для наладки оборудования. Кроме того, из-за сложной эпидемиологической ситуации в России значительно снизились продажи многих товарных групп и, соответственно, выручка многих компаний.

Однако, несмотря на это, уже 1 июля должен стартовать очередной этап внедрения маркировки, который предполагает запрет на продажу немаркированной табачной продукции, обуви и лекарств и, соответственно, штрафные санкции в отношении продавцов и производителей этих товаров. Представители бизнеса, российских бизнес-союзов и депутаты Госдумы весной 2020 года неоднократно обращались в Правительство РФ с просьбами о переносе сроков введения обязательной маркировки обуви, лекарств, фототехники, молочной продукции. Некоторые из предложений были услышаны: например, распоряжением Правительства РФ №806-р от 30.03.2020 г. сроки кампании по маркировке молочной продукции были перенесены на 2021 год.

-2

Между тем 3 июня глава Минздрава России Михаил Мурашко призвал не откладывать маркировку лекарственных препаратов: «Мы считаем, что фактически она сегодня уже работает на высокозатратных нозологиях, и она показала себя очень хорошо». Однако не все настроены столь оптимистично, как глава Минздрава. К примеру, ведущие российские отраслевые ассоциации и предпринимательские объединения обратились к руководству стран — участниц ЕАЭС с предложением изменить подходы к внедрению маркировки товаров в рамках Евразийского экономического союза. «Мы считаем, что маркировка как мера борьбы с контрафактом избыточна и неэффективна не только в России, но и на всем пространстве ЕАЭС, — подчеркнул президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков. — Затраты от такого инструмента превысят предполагаемый ущерб от нелегального оборота товаров».

Согласны с ним и другие участники рынка. Например, в результате фактической остановки продаж из-за эпидемиологической обстановки и карантина производители обуви в РФ этой весной потерпели колоссальные убытки. Сейчас же они обязаны в кратчайшие сроки произвести переход на ЭДО, закупить и настроить специализированное оборудование и программное обеспечение, произвести модификацию систем управления производством и логистическими цепочками, интеграцию информационных систем, организовать процесс обмена данными о маркировке и движении маркированных товаров с ГИС МТ (государственной информационной системой «Маркировка товаров») «Честный знак». Все это требует вложения средств, которых этой весной многим производителям и импортерам в силу форс-мажорных обстоятельств заработать не удалось.

Однако следует признать, что опыт осуществления проекта по маркировке уже выявил его реальные положительные эффекты. Перечислим лишь некоторые из них:

· сокращение сегмента серого рынка;

· возможность использования кода в качестве носителя не только обязательной государственной информации, но и носителя любой другой информации, который бренд или производитель захочет передать потребителю;

· формирование большого массива данных о движении товаров от точки производства до точки розничной продажи может стать ценной информацией для логистических компаний для оптимизации маршрутов доставки и их планирования;

· необходимость в оптимизации производства, во внедрении ЭДО и легального ПО, в автоматизации, а в перспективе — и в роботизации производственных процессов — в итоге повысит эффективность бизнеса.

Поэтому, даже если сроки введения обязательной маркировки отдельных товаров будут подкорректированы, вряд ли сам проект будет заморожен, и участникам рынка следует готовиться к переходу на новые правила работы, подразумевающие овладение современными технологиями и оптимизацию бизнес-процессов компании.

Специалисты STALOGISTIC в настоящее время осуществляют маркировку продукции своих Клиентов в Минске (Беларусь), Вильнюсе (Литва), Риге (Латвия). Запущены проекты по маркировке товаров в Палдиски (Эстония) и Китае.

Читайте новости на stalogistic.com

Подписывайтесь в соц.сетях: facebook, instagram, linkedin