Не всегда можно положиться на цвет изоляции проводников, например, в старых электропроводках домов прошлого столетия, где на уставы ПУЭ особого внимания не обращали. И если фазный провод определяется достаточно быстро (с помощью индикаторной отвёртки), то с нулевым и заземляющим могут возникнуть некоторые сложности.
Способ первый: просто взгляни на маркировку
Как это ни банально, но не все пользователи могут знать истинное значение различной маркировки проводов, отсюда возникают и все проблемы.
Фазный проводник всегда маркируется в агрессивный цвет. Это может быть чёрный, красный, коричневый. Рабочий «ноль» - провод без опасного для жизни и здоровья потенциала, должен иметь нейтральную раскраску, и обычно это голубой или синий. Но самый заметный цвет у контура заземления – жёлто-зелёный, линии могут быть расположены как вдоль, так и поперёк всего проводника.
Если монтаж выполняли грамотные электрики, то отличить «ноль» от «земли» проблем не составит. К сожалению, толковые мастера встречаются не часто, поэтому приходится применять и другие способы индикации.
Способ второй: мультиметр в помощь
Можно определить нулевой и заземляющий проводник с помощью мультиметра и индикаторной отвёртки. Как это сделать? Достаточно просто, а именно:
1. Исходная ситуация: в распределительной коробке, подрозетнике или электрощитовой есть 3 провода с непонятной изоляцией. Первым делом с помощью индикаторной отвёртки определяем «фазу». Мультиметр переводим в режим измерения переменного напряжения.
2. Одним щупом мультиметра касаемся фазного провода, а другим – любого второго проводника.
3. Не убирая щупа с «фазы», вторым щупом касаемся третьего провода.
4. Разница потенциалов между «фазой» и заземляющим проводником всегда будет меньше, чем между фазным и рабочим нулевым.
Конечно, данный способ не слишком точен, но всё же, при некоторой сноровке можно быстро определить где проходит «ноль», а где «земля». Необходимо только точно и скрупулёзно сверить показания на мультиметре.
Способ третий: последовательное отключение проводов
Это, наверное, самый «деревянный», но всё же действенный способ.
Важно! Собираясь произвести далее описанные операции, необходимо отключить все электроприборы. Не просто щёлкнуть клавишей включения, а обязательно вытащить питающий шнур из розетки. Иначе последствия для техники могут быть весьма печальными.
Во-первых, отключаем все электроприборы. Обязательно. После чего идём к электрощитовой и аккуратно отсоединяем нулевой проводник от нулевой шины. После этого можно спокойно идти к проблемному месту, вооружившись мультиметром. Разницы потенциалов между «нулём» и «фазой» не будет – мультиметр покажет значение «0». А вот между фазным проводником и «землёй» напряжение останется, но совсем незначительное.
Следует помнить, что применяя данный способ на практике ни в коем случае нельзя забывать о собственной безопасности и выполнять отключение «нуля» от общей шины только в защитных перчатках, а лучше всего переведя входной рубильник в положение «Выкл.»