Найти тему

Нормальные дети НЕ любят читать.

Да, вы не ошиблись и правильно прочитали мое мнение: в норме, ребенок не должен (не может и т.п.) любить читать). То, что я напишу дальше про развитие детского чтения - это в первую очередь, мнение многодетной мамы).

Ребенок не начинает любить читать сам по себе и тем более, не начинает любить читать "из под палки". И это абсолютная норма до подросткового возраста: в этом возрасте у некоторых детей любовь к чтению может сформироваться сама по себе, благодаря созреванию психики и активному поиску себя и своего места в мире.

Если хотим, чтобы любовь к чтению сформировалась раньше и вообще точно сформировалась - над чтением ребенка надо работать. Самое сложное лично для меня - что для каждого ребенка приходится искать свои подходы, и с кем-то это легче, с кем-то тяжелее. Вот какими хитростями я могу поделиться, если процесс приучения к книжке у вас затянулся.

  • Даем ребенку читать то, что ему на самом деле интересно. Ему интересно. Не учителю, не вам, не “ культурные дети читают вот это”, а ему. В помощь - современные комиксы, современная литература для детей, а также детские журналы: следите за интересами именно Вашего ребенка. Полюбит чтение вообще - почитает потом то, что Вы считаете нужным и важным для прочтения
  • Чтение должно стать ежедневным упражнением (скажем, 10 минут перед сном или, лучше, утром). Но если Вы или ребенок сильно не в настроении - лучше пропустить денек, чем читать через ссору.
  • Чтение не должно быть наградой или наказанием за что-то, а ритуалом на уровне чистки зубов. Не обсуждается - просто делаем это, потому что у нас такой порядок.
  • Обязательно обсуждаем прочитанное: проверяем понимание текста, активно интересуемся тем, что ребенку нравится или нет и почему
  • Учим представлять прочитанное: во время чтения и после него, переспрашиваем как он себе представляет все детали, которые описаны в тексте, и как представляет себе те детали, которые не описаны (пример: на что похожи были цветы, какой оттенок желтого был у них, а какой у них был запах). Активное воображение, сопровождающее текст - помогает превратить скучные буквы в захватывающее путешествие.
  • Активно хвалим ребенка за чтение, хвастаемся друзьям и близким о том, какой он (она) у нас умница..
  • Ну и конечно, стараемся сами читать при ребенке. И если читаем с телефона или планшета - поясняем ребенку "я сейчас читаю новости" или "я читаю книгу".