Всем привет!
Опубликовав статью про наглых отделочников, я конечно полагал, что она вызовет крайне неадекватную реакцию части людей, возомнивших себя "супермегамастерами".
Некоторые из них, не понимая даже о чем идёт речь «брызгали желчью» во все стороны. Полагаю, что «обидели» их заказчики конкретно, вот и затаили «злобу». Встречаться с такими «недоспециалистами» мне приходится часто, когда заказчики приглашают для оценки спорных ситуаций на объектах. До «щупания лица» не доходило, но разговоры на высоких тонах были и угрожать пытались. Другая часть комментаторов напротив высказывала разумные объяснения поведения потенциальных подрядчиков, которые приезжали к моему клиенту. Коротко напомню ситуацию: заказчик искал подрядчика для ремонта двухкомнатной квартиры: часть мастеров после телефонного разговора и обещания приехать, так и не приехала, на звонки не отвечали, в соц.сетях клиента заблокировали. Другая часть мастеров не хотела заключать договор. Третья часть не хотела предоставлять смету для проведения работ. Четвертые запросили денежку за выезд. Не считая одного молчаливого странного мастера, который был исключительно немногословен и не закончив разговор вышел сказав: «До свидания», был еще один, который на просьбу о монтаже труб Рехау попросил купить ему инструмент для монтажа. И еще один прораб приезжал, который вместо детального разговора посчитал работы на коленке и давя на заказчика требовал: «начать работы завтра». Но, ситуация разрешилась благополучно, подрядчик найден, договор заключен, смету изготовил я, как сторона, предоставляющая услуги тех.надзора.
Проанализировав высказывания читателей, я прихожу к неутешительному выводу, что примерно 75% мастеров считают: потенциальный подрядчик должен: быть кротким и скромным, заплатить им денежку за выезд и потраченное время, «боготворить» специалиста просто за то, что тот соизволил к нему приехать, не задавать глупых вопросов про договора и какие-то сметы. Беспрекословно принять все условия, заявленные подрядчиком. В том числе ценник на их услуги. Но не конкретный, а примерный, который они конечно увеличать к концу проведения работ. Почему? Да потому что они «супермегамастера» с репутацией и очередью из клиентов. И они сами выбирают где, как и на каких условиях они будут «воять»! Это не моя оценки или точка зрения. Так заявляют эти парни. Думаю, ли я, что они плохие мастера, нет не думаю. Полагаю, что многие из них действительно обладают огромным опытом и высочайшим уровнем профессионализма.
25% мастеров проповедуют лояльных подход к потенциальному заказчику. Уважают его время и мнение. Обсуждают аспекты, в том числе по предоставлению расчётов стоимости работ. Являются ли они профи? Или их отношение к клиентам обусловлено тем, что они не имеют опыта и делают свою работу плохо. Не знаю. Возможно и так. А может и нет. Может эти парни просто более порядочные. Скорее всего так и есть.
Поразило то, что многие читатели высказались некорректно в пользу клиента назвав его «неадекватом» и чуть ли не идиотом. Требующим у мастеров немыслимые вещи: смету и договор!
Но не эти процентные соотношения являются темой моей статьи и не мнение о клиенте.
Я понял, что требуется разобраться в каждом конкретном случае, произошедшем с моим клиентом, чтобы, расставить все точки над «И». Предлагаю и вам присоединиться к обсуждению.
Итак! Первый прораб, созвонившись с клиентом и пообещав приехать на квартиру на следующий день не приехал в обозначенное время, на звонки не отвечал, клиента заблокировал во всех соц.сетях. Нормальное поведение? Считаю, что нет. Не хочешь выезжать так и скажи. Позвони человеку и предупреди его. Клиент ведь тратит свое время приезжает на квартиру. Позорище вообщем, по-другому не назвать.
Далее: «супермегамастер» из интернета. Ролики на Ютюбе, страницы где только можно. Рекомендации от известного видеоблогера. Т.е. человек с рекомендациями. Отказался от заключения договора, мотивируя тем, что закрыл ИП. Смету на работы отказался предоставлять, написав на коленке 4 строчки и подведя итог. Вот за эту сумму я буду работать. Гарантии на работы отказался предоставлять. Это нормально? Нет это крайне ненормально.
Следующий претендент, уже в другой день также, как и самый первый: пообещал приехать, через два часа. И не приехал, на звонки не отвечал. Ни в это день и не в следующий. А клиент отпросился с работы и провел час ожидая этого балабола.
Четвёртый претендент, с известного в интернете сайта по подбору ремонтников, рассказывал красиво, рекомендовал посмотреть на фотографии его работ, но так и не приехал на объект сославшись на неожиданную занятость, пообещал позвонить через день. И естественно больше на связь не выходил. Порядочно? Конечно нет. «Стыдобище».
Пятый претендент был самым впечатляющим, как сказал клиент. Пришёл парень неопределённого возраста, посмотрел совершенно пустыми глазами на квартиру, развернулся и ушел. Сказал «до свидания», развернулся и ушёл. Зачем приходил? Это что было?
Шестой вариант оказался самым наглым и борзым. Поначалу, рассказывал клиент, всё было вроде ничего, отделочник, который пришёл производил впечатление грамотного специалиста. Но когда речь зашла о замене трубопровода клиент заявил, что хотел бы выполнить разводку из материала фирмы Рехау, на что мастер сразу стал его отговаривать. Но клиент оказался настойчивым. Тогда мастер заявил клиенту: «хотите водопровод из Рехау, купите мне монтажный инструмент, и мы сделаем». После этого был нещадно послан куда подальше. Сколько же комментаторов поддержали этого «спеца». Заявив, что он прав. В Чём? В чём он прав? Не можешь выполнить требования заказчика значит это, не твой объект. Опытный мастер сделал бы совершенно по – другому. Он пригласил бы на субподряд, профи-сантехника, который работает с Рехау. И non - проблем!
Теперь, что касается выезда за денежку. Отличный бизнес! Так почему бы кому- то другому не заняться таким бизнесом. Только разумеется необходимо подготовить для него основу: создать сайт с картинками: скаченными из интернета, типа наши работы. На сайте выложить липовые отзывы. И брать со страждущих по 2000-3000 за выезд. За что можно брать эти деньги? Что войдёт в эту сумму: к заказчику приедет типа «супермегамастер», с хорошим измерительным инструментом. Знающий пару – тройку строительно-отделочных фраз. Этот типа «специалист» с умным видом посмотрит на квартиру или дом, выслушает пожелания заказчика. И за это потенциальный клиент заплатит допустим 2000-3000 рублей. А если заказчик захотите смету, например, на необходимые работы, не окончательную, так примерную, так ему еще придётся выложить тысяч 10-15. Итак! Клиент довольны тем, что к нему приезжал внушающий доверие спец, ждёт необходимые расчёты. И вот наконец он их получает и видит совершенно для него астрономическую цифру. Заказчик в растерянности, шоке. Но! Никакого обмана. Ведь клиент сам на всё согласился. И вот тут потенциальный заказчик понимает, что возможно его просто «развели на денежку». Да вроде бы немного, всего 15000-20000 рублей. Но осадочек то остался! И таких деятелей, я полагаю не мало. Это же можно сделать основным видом деятельности и источником дохода. Многие комментаторы высказали мнение: «что моё время стоит денег, я трачу бензин и т.д. и т.п. поэтому бесплатно не поеду». Отвечаю: так пожалуйста, вас с таким подходом, пафосом и гонором никто и не ждёт. По крайней мере среди моих клиентов таких нет.
Я задал некоторым особенно рьяным комментаторам такой вопрос: расскажите почему, приходя в салон по изготовлению к примеру кухонной мебели, вы простите рассчитать кухонный гарнитур? Сделать эскиз вписать гарнитур в ваши размеры и не платите менеджеру за работы? Ведь по вашей логике вы готовы предоставить смету только за деньги, а вот расчёт мебели вам должны сделать бесплатно. Ведь не факт, что вы закажите мебель у этого производителя. Адекватных и обоснованных ответов я не получил.
И вот пообщался я с комментаторами и понял, что столько развелось озлобленных, возомнивших из себя не весть, что мастеров, что то, что произошло с моим клиентом мне стало понятно. Такой ситуации не было в плоть до введения самоизоляиции. Парни вели себя более-менее порядочно, были на связи, не исчезали и не блокировали клиентов. Нагло и вызывающе не позволяли себя вести с клиентами. Мозги что ли «самоизолировались» за это время? На вопрос о предоставлении сметы на работы или заключения договора не было отказов. (2 случая за 2019 года по отказу в предоставлении сметы). Что произошло то?
Вот у меня имеется один такой мастер-плиточник, который вылечился от этого «недуга», просидев без работы некоторое время. «Заболел» он этой болезнью в столице, куда ездил на одни мой объект. Проработав там пару месяцев. Вернулся совершенно другой человек. С запредельным пафосом и заоблачным ценником. Стал нести какую ерунду, про то, что сам выбирает у кого ему работать, стал показывать клиентам столичные фото его работ и т.д. и т.п. Во-общем чуть свихнулся. Когда пафос поутих, этот человек понял, что он почему-то уже долгое время без работы. Быстро вылечился и сейчас работает, как и раньше. Не сильно видимо «вирус» пристал к нему. Жить то на что-то надо. Не до понтов во-общем.
Однако замечу, что существует рынок особо высокого качества и таких же высоких цен. Не буду описывать, что там и к чему. Приведу только один ценник по кладке плитки, в нестандартных условиях, но всё же 6000 рублей за м2. О таких расценках мне написал один из комментаторов. Считаю, что те парни кто работает на таких условиях, все же не стоит переносить такие отношения с клиентами в реальный мир.
Считаю, что если уж вы приехали к человеку на квартиру, то делать это нужно конечно бесплатно. Договор заключать-очень желательно, вы же сами себя обезопасите от нерадивых заказчиков. Смету на работы конечно нужно предоставлять и конечно бесплатно, также плюс для вас. В дальнейшем заказчик не сможет заставить вас делать какой-либо вид работ, не прописанный в смете. Но это моё личное мнение. А вы конечно поступайте, как хотите. Ваша жизнь и ваша работа-это исключительно ваше дело!
Я для разрешения подобных ситуаций внес изменения в свою работу. Несмотря на то, что моя задача это тех.надзор при проведении ремонтных и отделочных работ, я предлагаю клиенту изготовить смету на работы с учетом всех необходимых требований, без указания стоимости работ. Для того, чтобы потенциальный заказчик сам её заполнил и предоставил клиенту реальный ценник за работы.
Считаю такой вариант компромиссным и наиболее приемлемым для всех сторон.
Полагаю, что подобные отношения отделочников к клиентам вызывают у последних озлобленность и излишнюю эмоциональность. Клиент для мастера стал не клиентом, а каким то, эфимерным существом, которое должно носить мастера на руках, который снизошёл до клиента, оказывая услугу этому существу. Для меня это выглядит именно так. С вариациями в разные стороны.
Я сам 30 лет отделке, знаю всё от и до. И никогда мы не позволяли себе так вести себя с заказчиками, как это происходит сегодня.
Никого и ни чему учить не собираюсь. Эта статья, как и предыдущая только отражает моё видение некоторых вещей. Я высказался по этому поводу, потому что таким отношением и поведением, некоторые мастера создают очень отрицательное мнение у заказчиков о братьях по ремеслу. Многие потенциальные заказчики задают вопрос: а где найти адекватных и нормальных мастеров? И жалуются на неуважительное общение, игнорирование вопросов, отказ от подписания договора и т.д. Я на это даю стандартный уже ответ: уделите время, рынок ремонтных услуг большой, предложение огромное- ищите и всё у вас получится. И ищут и получается.
Опять из реплики получилась статья. Но я думаю, что этот вопрос необходимо обсуждать, а то скатимся ниже плинтуса. Буду периодически поднимать этот вопрос. Посмотрим, как изменится ситуация, ну например месяца, через три.
Спасибо за уделённое время. Буду благодарен если выразите своё мнение в комментариях. Всего вам хорошего, здоровья и удачи!