На прошлой неделе Верховный суд РФ признал движение АУЕ экстремистским, запретив ее деятельность на территории страны. В рамках проекта «Экспертный клуб Челябинска» обсудили, какое влияние криминальная культура сегодня оказывает на современное общество на Южном Урале.
«Движения, поощряющие нарушение закона, нужно запрещать»
Андрей Горланцев, основатель и руководитель Независимой ассоциации развития образования детей (г. Копейск):
«Нужно исходить из того, что человеческие правила жизни в обществе складывались от рождества Христова. Не укради, не убий… Миллиарды человек на протяжении тысячелетий этих понятий придерживаются. Поэтому меня очень сильно возмущает, что кто—то пытается навязать в нормальной жизни совсем иные правила жизни, лезет со своим уставом в чужой монастырь. Если хотите жить по воровским понятиям, то соберитесь в одном месте, подальше от нормальных людей — в тюрьме, на зоне, и живите там по своим ненормальным понятиям.
И не нужно вовлекать в это наших детей. Понятно, что это не дети делают, а взрослые ими манипулируют, ловят подрастающее поколение на сиюминутной выгоде, отсутствии авторитетов. К сожалению, массовая культура порой способствует появлению не тех ориентиров. Различного рода сериалы, которые идут на наших экранах, нередко героизируют криминальный образ жизни – показывают красивую жизнь бандитом, при этом не делая акцента, что эта красивая жизнь всегда плохо заканчивается.
Из тех, кто сидел, с кем мне удавалось встречаться и разговаривать, никто не хочет обратно возвращаться. Нет в этом для них никакой романтики. А детям говорят о романтики, потому что используют их как средство своего собственного влияния, средство наживы, иногда манипулируя общественными настроениями атаковать закон, отработать какие-то будущие протестные сценарии.
В нашем детстве присутствовало уважение к сотрудникам милиции, сейчас практически нет авторитетов. И дети пытаются их найти среди тех, кто обижает слабых, а не защищает их. И это самое плохое во всей нынешней ситуации. Во многом это вина родителей, которые все меньше находят времени на собственных детей.
У нас в Копейске символика именно АУЕ встречается эпизодически, но ситуации, когда дети, подростки поступают по криминальных понятиям случаются чаще. Есть случаи вымогательств, воровства… Нельзя их назвать массовыми, но они есть.
С решением Верховного суда о запрете этой организации я однозначно согласен. Мы не должны поощрять или признавать никакие движения, которые доказывают, что можно нарушать закон, не считаться с правилами, которые приняты большинством людей в обществе».
«Это наследство советского периода и идеологического вакуума сегодняшнего дня»
Андрей Коршунов, председатель коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая», председателя комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства:
«На самом деле это очень глубокая проблема, доставшаяся обществу в наследство от советского периода. Официальная советская идеология потеряла былую привлекательность. А поскольку никаких конкурентов у нее не было образовался некий идеологический вакуум несмотря на декларируемое Конституцией идеологическое многообразие. На это место в отсутствии привлекательного для большинства идеологического мейнстрима стали проникать разные негосударственные идеологии. В том числе и экстремистского толка. И для молодежи они, к сожалению, иногда оказываются предпочтительнее чем задумки официальных идеологов. По большому счету это в их огород камень».
«Неординарное решение Верховного суда»
Титова Елена Викторовна, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Теории государства и права, конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета):
«По моему мнению, вред данного явления заключается, прежде всего, в пропаганде ценностей, принятых в качестве приоритетных в криминальной среде. Так называемые «воровские понятия», преступная иерархия, поощрение криминальной деятельности и т.п. среди лиц, не имевших до этого опыта преступного или иного делинквентного поведения.
Для того, чтобы оценить негативное влияние данного движения, необходимо обладать информацией о реальных противоправных деяниях лиц, считающих себя её приверженцами. При этом, как мы понимаем, это сделать достаточно проблематично. Приведем простой пример: в Российской Федерации в 2018 году осудили около 685 000 человек (около 200 000 человек назначено наказание, связанное с лишением свободы), при этом в местах лишения свободы за совершение преступлений единовременно находилось около 563 000 человек. Каково влияние данных людей на распространение в обществе криминального поведения? А скольких законопослушных граждан вовлекает в преступную деятельность один находящийся в заключении или имеющий опыт отбывания наказания в виде лишения свободы человек? Мы не знаем, и не узнаем никогда, ведь преступность – явление социальное, а значит динамичное. Данное явление присуще всем без исключения сообществам людей и прослеживается на протяжении всей истории человечества. Давно описаны причины (детерминанты) и условия возникновения данного социального явления. Надо отметить, что пропаганда криминальных идей и ценностей – безусловно важная, но далеко не единственная из них.
Отметим, что угроза распространения криминальной субкультуры в России актуальна, но возникла она не сегодня, а сотни лет назад, а прогресс её распространения зависит от целого ряда объективных факторов: социальных, экономических, политических, духовных, правовых и многих иных.
Движение же АУЕ, как нам представляется, является лишь одной из форм проявления криминальной субкультуры, но никак не её источником.
Как оценивать решение Верховного Суда РФ о признании этого движения экстремистским? Данное решение мне представляется неординарным. На сегодняшний момент в перечень организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение об их ликвидации или запрете деятельности в рамках противодействию экстремизму, насчитывает 72 юридических лица, образованных в форме некоммерческих организаций. Аналогично вышеуказанным организациям, Верховный Суд РФ признал движение «Арестантское уголовное единство» экстремистским, а также запретил его деятельность. При этом возникает ряд вопросов: — Какие учредительные, уставные и иные основополагающие документы регулируют деятельность данного движения?
— Каков круг участников и лидеров данного движения, какова его структура и иерархия?
— По какому критерию необходимо отнести то или иное физическое или юридическое лицо к представителю данного движения?
— Какие именно действия совершаются в целях пропаганды данного движения и будут ли к ним отнесены, например, исполнение музыкальных композиций жанра «шансон», романтизирующих противоправные деяния и отбывание наказания в виде лишения свободы?
— Какова символика и атрибутика данного движения помимо пресловутой аббревиатуры?
Представляется, что без четких ответов на данные вопросы, будет крайне сложно осуществлять последовательное противодействие данной субкультуре, которая, фактически, представляет собой скорее определенную культурную прослойку населения, нежели оформленное движение».
«Это экстремизм по отношению ко всему обществу, к каждому»
Андрей Лавров, кандидат философских наук, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций:
«Пожалуй, главная проблема и причина большинства ее бед России на протяжении всей ее истории крайне низкий уровень правосознания. Впрочем, иначе и быть не могло в государстве ордынского типа, когда правит не закон, а воля хана. Откуда тут взяться уважению к праву.
Но без законов ни одна общность выжить не может. И каждая из них формировала свои: законы сельского мира, дворянской чести, интеллигентного человека, уголовного мира. После того как в 20-ом веке большинство этих общин нивелировали до однородной массы советского человека, половина страны отсидело, а половина охраняла по-настоящему выжил один — воровской. Более того, после 91-го года, когда реальную власть, т.е. собственность, приватизировали уголовные либо имеющие с ними непосредственные связи элементы, он во многом стал неназываемым, хотя не сильно то и скрываемым, законом элит. Круг замкнулся с верху до низу. Страна победившего шансона.
Дети — наше продолжение, при чем срисовывают они не то, что мы говорим, а как живем. Именно поэтому АУЕ так распространено не только среди маргиналов, но даже во всех элитных челябинских лицеях (пожалуй, на мой взгляд, кроме 31-го лицея, но там особый случай — Директор с большой буквы) среди детей, казалось бы, вполне благополучных бизнесменов и чиновников. А ведь эти детки не в слесаря и шофера пойдут.
И главная опасность здесь в том, что все мы и наши дети до скончания века так и будем жить по законам зоны. С внуками сложнее. Потому как в современном мире такие общества выживают только на самом дне. Так что внуки либо погибнут во время очередной смуты, либо будут как—то жить в куче мелких полуфеодальных колоний на правах морлоков.
Следует отметить, что идеология АУЕ имеет массу привлекательных для молодежи сторон. Блатной флер, риск, псевдобратство, принадлежность к системе, но главное «наша правда» в противоположность тотальной лжи «взрослого общества». Кто из нас в ранней юности не пел блатняк Высоцкого и Розенбаума, не таскал выкидуху в кармане? С возрастом это проходит. Просто начинаешь видеть всю лживость этой блатной романтики. Но это у тех, кто не присел по малолетке. У них уже поломанные судьбы. Иных уж нет, а те далече. Уверяю, среди них была масса талантливых, романтичных и честных.
И еще АУЕ — это экстремизм не по отношению к власти, это экстремизм по отношению ко всему обществу, к каждому, к будущему России. Именно поэтому я двумя руками за решение Верховного суда о признании этой заразы экстремистской и полном запрете ее пропаганды».
«Отрицание гуманизма — самое страшное в воспитании и социализации ребенка»
Светлана Егорова, директор МКУ «Центр сопровождения деятельности образовательных учреждений» (г. Троицк):
«Криминальная, тюремная культура — понятие постоянное. Но до появления АУЕ она никогда не являлась публичной и массовой. Даже при известной доле романтизации преступных персонажей («Бонни и Клайд», «Сонька — золотая ручка» и так далее) тюремные традиции и язык всегда воспринимались как контркультура, недопустимая в публичном пространстве, тем более среди детей и подростков.
И вот появляется АУЕ — очень опасное социальное явление. Культ жестокости, стайности, примитивизма мышления, демонстративности поведения...Такие подростки могут быть мощным оружием в руках умных манипуляторов, они готовы бездумно все крушить на своем пути, разрушая и собственное будущее. Отрицание гуманизма — самое страшное в воспитании и социализации ребенка.
Все профилактические службы это очень хорошо понимают и противостоят экстремистской деятельности АУЕ уже не один год. Поддержка этой работы на законодательном уровне — очень правильное и давно ожидаемое решение. Решение, защищающее наших детей».
Напоминаем, решением Верховного суда РФ движение АУЕ признано экстремистским запрещено на территории Российской Федерации.
https://polit74.ru/society/naskolko_kriminalnaya_kultura_pronikla_na_yuzhnyy_ural/