Найти тему
Yulia Sanatina

Вопрос цены в дизайне, как не стесняться называть цену вашего труда

Все мы работаем не ради удовольствия, а ради того, чтобы получить что-то взамен. Иначе это уже не работа, а волонтерство, благотворительность и тому подобные энтузиазмы.

фото снято в г.Иу, Китай, автор Юлия Санатина
фото снято в г.Иу, Китай, автор Юлия Санатина

Поделюсь теми ситуациями, которые случались со мной и какое решение я принимала:

Ситуация 1. "Я сначала посмотрю вашу работу, а потом решу".

Выглядит это так: клиент хочет, чтобы вы выполнили заказ, а потом уже через какое-то время он решит, платить вам или нет. Это тоже самое, как если бы кто-то пришел в магазин или фирменный салон и сказал: "Я попользуюсь вашим ТВ/Ауди/ваш вариант, а потом решу, хочу ли я платить". Уже представляете, как его выпроваживают под руки охранники, да? 😂

Если в случае с авто существует тест-драйв, то ваш тест-драйв это ваше портфолио. Но тут тоже есть некоторые моменты - ваше портфолио состоит из работ, которые нравились предыдущих клиентам и были выполнены по определенным техническим заданиям. Поэтому не все так однозначно. На вкус и цвет, как говорится...

Еще один наглядный пример - это авто-дизайн. Когда его разрабатывают, дизайнерам платят за их мастерство профессионализм и деятельное участие в процессе создания, а не потом, когда машина вышла с конвейера и поступила в дилерские центры. Кстати, иногда разработчики дизайнов автомобилей работают именно как "дизайнер на один проект", в кооперации со штатом механиков и т.д.

Почему оплату дизайна нельзя сравнивать с походом в ресторан и оплачивать по такому же принципу?

Потому что, в ресторане вы платите не за саму еду, а за сервис. Иначе с чего бы идентичные ингредиенты стоили по разному в меню Макдональдса и Ресторана с Тремя Мешленами.

А еще, еда даже в самом крутом ресторане - это далеко не инвестиция в коммерческую деятельность вашего клиента...чувствуете теперь в чем разница?

Ситуация 2. "Знать себе цену".

Когда вы разговариваете с клиентом, освобождайте себя от ощущения "как на экзамене". Клиент нуждается в вас куда больше, чем вы в этом конкретном клиенте. И так же как ваше портфолио может не понравиться ему, так же и у вас может найтись резонное желание профессиональное основание не согласиться на работу с этим клиентом.

Будьте на равных, так как это договорные отношения. А если клиент ведет себя как ваш босс, то нет смысла работать с ним, поскольку он не понимает сути профессиональных взаимоотношений между дизайнером, работающим по найму и штатным персоналом.

Помимо этого клиента у вас есть и другие и вы имеете полное право, например, в ситуациях со сроками изначально предложить две недели на выполнение работы и не идти на поводу у клиента, если он говорит, что ему "не жить", если дизайн не готов еще вчера. И если вы закончите работу раньше оговоренного срока, тогда можете представить ее клиенту раньше, но только потому что клиенту с вами умелым/мастером/профессионалом/ваш вариант повезло, а не потому что вы ночей не спали (ни один клиент этого не оценит, а ваше здоровье на вас обидится).

Ситуация 3. "Просто не ваш клиент".

Если клиент говорит:
  • а что так дорого?
  • начинает торговаться как будто покупает старый чайник/утюг/кастрюлю/ваш вариант...
  • у вас появилось ощущение, что уже на этапе переговоров все как-то нудно и/или как-то не так...
то это просто не ваш клиент, не тратьте на него время.

Возможно, из-за работы с "не вашим клиентом", вы упустите своих настоящих клиентов, которым нравится ваш стиль и которые понимают, что ваша цена обоснована вами и торговаться нет смысла.

Опять же, если бюджет клиента рассчитан на значительно меньшую сумму, то ему нужны не вы, а дизайнер более низкого уровня, работы более низкого качества или меньшей сложности выполнения и т.д. И в этом нет ни чьей вины или какой-то личной причины. Аналогичный такой ситуации пример выглядел бы как визит человека в компанию Apple с целью заменить батарейку в механических часах. Они это сделать могут, но это, мягко говоря, не их уровень, а потому, они даже согласятся в теории...но за сумму, на которую можно купить грузовик новых часов с новыми батарейками в них 😂. Я, конечно, утрирую, но суть вы поняли.

Ситуация 4. "Шутки "на грани" и переходы на личности".

В любых профессиональных взаимоотношениях существует определенная этика. Взаимодействие между дизайнером и клиентом обладает своей неформальностью, но и тут есть границы и рамки.

1. Эмоциям не место на работе. Креатив креативом, но когда дело касается обсуждения результатов работы, нужно набраться терпения и научиться объяснять и слушать. Если клиент повышает голос, использует ненормативную лексику в ваш адрес (или регулярно в качестве междометий и пунктуации), то смотри ситуацию №3 выше. То же самое касается и дизайнера - ваша речь - это важная часть вашего образа в глазах клиента. А умение держать себя в руках - признак высокого уровня профессионализма.

2. Переходы на личности. В дизайнерской работе всегда нужно помнить о том, что есть вы как дизайнер и исполнитель и что есть работа для клиента. Ваш стиль в любом случае найдет отклик во всех ваших работах, но если клиент обозначит определенные требования к работе, то их выполнение обязательно даже если они вам не нравятся. И здесь важно помнить о том, что клиент не дизайнер, многого не знает, а ваша задача ему подсказать и обоснованно убедить в том, как лучше было бы сделать ту или иную деталь работы. Довод типа "ты дебил ничего не понимаешь, а я Дизайнер" приведут к тому, что вы покажете себя дилетантом в работе с клиентом и лишитесь заказа. Если же клиент очень упертый в той ситуации, где очевидно не стоит выполнять проект по клиентскому "образу и подобию", то смотри ситуацию №3 выше. И если клиент позволит себе озвучить сомнения в вашем профессионализме, то тут уж точно ситуация, выход из которой только в отказе от работы с таким клиентом - сохраните себе время и нервы.

Ну и если говорить конкретно о цене - тут она у каждого своя. Кто-то оценивает свой креатив в 100 рублей, кто-то в 10000 долларов.

Все зависит от того, с каким уровнем клиентов вы хотите и можете работать, от вашего мастерства и навыков, от уровня ваших услуг...

Например, если вы просто рисуете логотип - это одна цена, а если вы занимаетесь еще и юридической стороной вопроса - регистрацией торговой марки, к примеру, то это уже совершенно другой порядок цен.

Дизайнер, который может выполнить работу за три дня может оказаться дешевле, чем дизайнер, который выполнит ту же работу за полчаса. Почему так?

Потому что для того, чтобы научиться работать быстро и креативно, нужно было потратить пять лет до этого момента, чтобы получить необходимый опыт.

Поэтому ваша цена - это в первую очередь ваша самооценка (во всех смыслах этого слова).

-2