Плохой почерк - беда ребенка. Чем раньше будет поставлен почерк, тем проще будет учиться. А если пустить всё на самотек, то за плохой почерк эксперты ЕГЭ и ОГЭ имеют право поставить 0 баллов, не расшифровывая каракули.
Так что же делать, если у ребенка плохой почерк? Исправлять конечно же! Всего три простые упражнения помогут сдвинуться с мертвой точки. Нет, не гарантируют успеха и результата, но помогут начать коррекцию почерка. Для письма принципиально важны три навыка:
- умение ритмично повторять очень похожие действия, чтобы при этих повторениях рука не уставала до нерабочего состояния;
- умение контролировать положение тела на уровне крупной моторики, ориентировать его в пространстве, чтобы голова, тело, лист на столе и даже предплечье занимали уверенное положение;
- чувство размера символа на листе и навык изменять динамически изменять размеры элементов.
Всё это легко нарабатывается и станет базой для постановки красивого почерка. Вот три базовые упражнения:
1. Бег, прыжки на одной ноге, катание на самокате, велосипеде, роликах, игры с мячом, плавание. Всё, что помогает крупной моторике. Здесь не надо фанатичных занятий спортом, нескольких часов в неделю будет достаточно. Многие дети занимаются всем этим с удовольствием, потому что именно эти занятия отлично соответствуют возрасту 6-7 лет, когда начинается работа над почерком. Без крупной моторики мелкая не разовьется, так уж устроен наш мозг.
2. Упражнение с теннисным мячиком и ракеткой для пинг-понга. Просто отбивать мячик, нарабатывая ритмичные движения кистью. Доводя число ударов в идеале до 30-40 и более (количество элементов, требующих провести линию вверх-вниз в среднем по длине слове при скорописи примерно равно этому числу).
3. Рисование спирали на листе. Начиная с крупных внешних витков переходите к более мелким внутренним, рисуйте спираль в направлении против часовой стрелки. Для начала выберите в качестве инструмента для письма толстый фломастер, витки рисуйте пореже. А при наработке навыка можно перейти на простой карандаш и оставлять между витками 3-5мм. Это упражнение заставит ребенка "разблокировать" кисть, и совершать при письме движения не только всей кистью вместе с предплечьем, но и постепенно переходить к круговым движениям преимущественно кистью руки, что характерно для взрослых и гораздо менее трудозатратно.
Описанные упражнения очень просты, и сами по себе не дают красивого почерка, но они сформируют базу, необходимую для дальнейшей работы по его постановке.