В литературе фэнтези «тьма» и «свет» принято рассматривать традиционно, как антонимичные понятия. Например, в романах Дж.Р. Толкиена мы видим четкое разделение на Тьму и Свет, черное и белое, добро и зло. Вокруг «тьмы» группируются понятия: ночь, мрак, зло, страх, ужас, орк, гоблин, тролль, смерть. Вокруг концепта «свет» - понятия: день, светлый, белый, радость, эльф, хоббит, онт. Только маги и представители человеческой расы могут встать как на путь добра, так и на путь зла.
Иную картину мироздания мы видим в художественном мире, созданном в произведениях Ника Перумова. Оппозиция Тьма – Свет здесь тоже является центральной, системообразующей. Но уже в трилогии, продолжающей эпопею Толкиена о властелине колец («Эльфийский клинок», «Черное копье», «Адамант Хенны»), можно увидеть отступление от привычной черно-белой парадигмы мира. Здесь есть не только светлые, но и темные эльфы, один из главных героев Олмер постепенно проходит путь от Света к Тьме. Однако в этих произведениях Н. Перумова остается практически однозначное понимание Тьмы как Зла и Света как Добра.
Но дальше ситуация меняется.В саге Н. Перумова о Хранителе мечей (о Маге) категории «тьма» и «свет» переплетаются в еще более причудливом рисунке, хотя заметно это не сразу. На первый взгляд, в Эвиале присутствует традиционное разделение на Добро и Зло:
- ·Существует весь светлый мир и Западная тьма, воспринимаемая как угроза всему сущему;
- В Вечном лесу живут светлые эльфы, в Нарне – темные.
- Белый совет возглавляет традиционную магию, которой обучают в Ордосской Академии волшебства и Волшебном дворе Меганы, а последователи черного мага Салладорца объединились в Темную школу птенцов.
- В самой академии присутствует факультет Малефицистики, сиречь, злодеяния, «где избранные должны постигать саму Тьму».
Тьма как зло присутствует и на языковом уровне: ее не просто боятся, ею пугают, проклинают, она вошла в поговорки. «Чем тьма не шутит?» , «Кого там тьма несет?», «Открыть двери тьма знает кому?». Есть и другие признаки традиционного восприятия Тьмы, мрака как злого начала. Факультет Малефицистики возглавляет дуот, представитель враждебной человечеству расы, с которой в прошлом велись кровопролитные войны. Главный герой Фесс (он же Кэр Лаэда), поступив на факультет, получает имя Неясыть, «хищный и жуткий обитатель края полярной тьмы, ужас мирных крачек, налетающий что ни ночь за своей кровавой данью».
Однако уже на первых страницах «Рождения мага» мы видим, как смешиваются «черное» и «белое», традиционно разводимые по полюсам «Тьма» и «Свет». Так, обитель декана факультета Малефицистики напоминает обыкновенную провинциальную гостиницу, главная площадь в Академии – черная, и хотя ее обычно обходят стороной, но прием аколитов происходит именно у черного камня. «Черный цвет древней скалы, помимо прочего, служил и вечным напоминанием молодым ученикам, подмастерьям и даже мастерам, что первичной субстанцией этого грешного, тварного мира была Тьма, вечная, неизменная, неистребимая и враждебная всем тем, кто потревожит ее покой» .
На западе Эвиала обосновалась сама смерть, Неведомое море тьмы, не имевшее ни границ, ни пределов, откуда назад «никто не возвращался» . Однако, собираясь в последний путь по этому морю, капитаны поднимают на мачте белоснежный флаг.
Неясыть выбирает специальность некроманта, которая проецируется как одно из самых «злых» ремесел, хотя и необходимых в Эвиале, где разупокаивание кладбищ – достаточно частое явление. Основа основ в некромантии – зло. «Не абстрактное Зло с большой буквы из философских трактатов, а самое обычное, земное – причинение боли, например, тому, кто слабее тебя». Путь Тьмы, на который встает Кэр Лаэда (он же Фесс, он же Неясыть) – это совершение меньшего зла во имя предотвращения большего, работа честного некроманта, который «каждый день, каждую ночь встает на дороге тех, кого злая сила лишила покоя» .
Против зомби, скелетов, костяных гончих не годится светлая магия, только темные, замешанные на крови и боли заклятия. Аколит факультета Малефицистики имеет черный плащ, после выпуска – черный посох, приводящий в ужас суеверное население. Нужные эликсиры у некроманта черного цвета. Огонь на испытаниях в академии он тушит с помощью громадной черной птицы, сотканной из сплошной непроглядной черноты, где нет ни малейших оттенков, кроме черного. Неясыть изучает «Анналы тьмы», созданные дуотами, произносит заклинания на языке ночи, созданном великими чародеями прежде, «чем соединенные рати Света одержали свою решительную победу». В спутники некроманту Белый Совет дает гнома и орка, последний из названных традиционно ассоциируется с Тьмой.
Постепенно читателю становится все яснее, что принадлежащее или посвященное Тьме нельзя равнять со злом. Это вновь проявляется и на языковом уровне. У Тьмы появляются нейтральные и положительно окрашенные эпитеты: «милосердная тьма, которая никому не отказала в помощи» .
С другой стороны, автор показывает нам, что святые отцы Эвиала, позиционирующие себя как служители Света, являются синонимом экзекуций, казней, смерти, несмотря на древний символ космической идеи – стрелу обращенную к небу. О светлых магах тоже появляется не слишком лестное мнение: «Светлые живут в постоянном страхе, они не радуются жизни, они шарахаются от каждой тени, каждая набежавшая на солнце туча представляется провозвестником Великой Тьмы». Постепенно Свет и Тьма меняются местами.
Светлый отец Этлау, призванный спасать, утешать, готов принести в жертву сколько угодно добрых прихожан, лишь бы добраться до некроманта. Светлой королеве эльфов Вечного леса не никакого дела до остающихся в Эвиале на верную гибель, пока она может спасти эльфов. Ее служение Добру оказалось до известных пределов. А Фесс, за которым развевается темный плащ Разрушителя, делает все, чтобы спасти людей, встречающихся на его пути, готов пожертвовать собой, чтобы спасти весь Эвиал. Черный фламберг Сильвии служит спасению мира, а Белая перчатка Императора, наоборот, едва не губит его.
Известны и понятны традиционные способы разрешения конфликта Света и Тьмы: либо побеждает Свет, либо (в литературной традиции гораздо реже) Тьма. У Перумова Свет и Тьма объединяются вместе в противостоянии Неназываемому. Фесс приходит к выводу: Тьма не есть зло, как не есть она и однозначное добро. Нет ничего абсолютного. Все относительно.