Эту реальную ситуацию (запрос) мы разбирали в Школы Стратегического коучинга.
Итак,
Ситуация клиента - отец все время обвинял дочь и считал, что вместо нее должен был быть другой ребенок. В итоге она испытывает постоянное чувство вины, страдает от заниженной самооценки и чувствует, что всем все должна. При этом клиент – популярная личность, автор книг.
Устала от этого и обратилась к коучу.
Как работать стратегическому коучу?
«Отец все время обвинял дочь» – это ее рациональное объяснение, почему у нее «все не так», ее личная история, которую она себе рассказывает. Поэтому первое, что необходимо сделать – это помочь ей стать взрослой и принять решение быть такой, как она хочет.
Для этого нужно:
Узнать, что делает клиента «всем должной» - что КОНКРЕТНО, где КОНКРЕТНО и когда КОНКРЕТНО. И выяснить стратегии и контекст, т.е. конкретные ситуации в жизни, когда это происходит. ( это модуль 1 Школы коучинга)
Изменить метамодельные нарушения.
Например,
Коуч: «Как то, что когда-то говорил или думал твой отец, связано с тем, что ты делаешь сейчас, чтобы чувствовать себя всем должной?»
Клиент: «... я об этом думаю... я слышу его голос...».
Коуч: «Так значит дело не в том, что когда-то говорил отец, а в том, что ты сама себе говоришь/представляешь/повторяешь? И т.д.» Это очевидно и клиент это просто признаёт, а это значит, что именно ОНА способна это исправить в любой момент.
Далее необходимо изменить стратегии поведения (техника само-редактирование, "стоп-сигнал) и обязательно несколько раз проиграть новое поведение в воображаемых ситуациях, с разными людьми в ее окружении.
Но как быть с самооценкой?
Сразу поясню: самооценка страдает у человека тогда, когда то, что он делает в жизни, не соответствует его потребностям и/или ценностям. То есть самооценка падает, когда человек сравнивает свое поведение и свои результаты с неким «эталоном», видит-чувствует разницу и делает вывод – «со мной что-то/все на так... в моей жизни все не так...».
Поэтому необходимо прояснить, какие потребности страдают, почему клиент не может их удовлетворять качественно, экологично и регулярно. Чтобы раскрыть потребности, очень важно помочь прояснить свои ценности. Клиента надо попросить оценить насколько то, как она живет сейчас отражает/удовлетворяет ее потребности и ценности - от 1 до 10. Это поможет выяснить, что нужно делать повседневно, чтобы ее САМОоценка была в порядке.
Часто именно жесткие критерии мешают самооценке. Например, «я буду чувствовать себя успешной, если о моих книгах будет знать весь мир! Иначе это никакой не успех, и моя самооценка заслуживает не больше, чем 3 из 10. Так же происходит не только с книгами».