Найти тему
Романтика окраин

Завод «Красный путь»

В продолжение цикла статей об окрестностях Рогожской заставы вообще и станции Москва-Товарная-Курская в частности, хочу показать вам то, что осталось от механического завода «Красный путь», который некогда обслуживала эта станция.

Прогулка эта была совершена 9 марта сего года по любезному приглашению Дмитрия. Территория завода расположена в районе крупной транспортной развязки. Здесь расходятся в разные стороны Курское и Горьковское направления МЖД, а прямо над заводской территорией проходит эстакада ТТК.

1. Предприятие было основано в июле 1862 года как механический и чугунолитейный завод «Перенуд» за Рогожской заставой швейцарцами Карлом Перенудом и Адольфом Густавовичем Перле. Завод выпускал принадлежности для железнодорожных дорог: стрелки, стрелочные переводы, крестовины, семафоры, трубы и прочее чугунное литье. В 1901 году здесь по заказу Шведско-датско-русского акционерного общества были изготовлены люки для первой телефонной канализации Москвы.
1. Предприятие было основано в июле 1862 года как механический и чугунолитейный завод «Перенуд» за Рогожской заставой швейцарцами Карлом Перенудом и Адольфом Густавовичем Перле. Завод выпускал принадлежности для железнодорожных дорог: стрелки, стрелочные переводы, крестовины, семафоры, трубы и прочее чугунное литье. В 1901 году здесь по заказу Шведско-датско-русского акционерного общества были изготовлены люки для первой телефонной канализации Москвы.
2. Уже после революции, в 1923 г. завод вошёл в состав объединения «Трестпуть» и упоминается как чугуно-литейный и механический завод (бывший Перенуд). Адрес - Рабочая улица, 87. В 1927 году уже называется заводом «Красный путь» Московско-Казанской железной дороги. Позднее передан Министерству путей сообщения. 

В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в г. Ташкент, где до конца войны выпускал боеприпасы. В целом, надо сказать, что завод и советское время сохранил свой основной железнодорожный профиль, здесь производилось оборудование для МПС: валы карданные; запчасти для тепловозов; запчасти к путевым машинам; стенды для локомотивных депо; летучки мосторемонтные; летучки путевые; скатоподъемники реечные; клапаны к дизелям; щетки вагономоечные.

В нынешнее странное время завод, как и многие другие другие московские промышленные предприятия постигла незавидная судьба, он прекратил свою профильную деятельность в 2010-м году, а в 2014-м году его собственник - ОАО "РЖД" - выставило территорию на аукцион, но тогда что-то пошло не так. В 2019-м завод вновь выставили на аукцион, но чем всё закончилось - неясно. Жилой комплекс на этом месте особенно не построишь, вряд ли будет много желающих жить между двух магистральных железных дорог с видом из окна на ТТК.
2. Уже после революции, в 1923 г. завод вошёл в состав объединения «Трестпуть» и упоминается как чугуно-литейный и механический завод (бывший Перенуд). Адрес - Рабочая улица, 87. В 1927 году уже называется заводом «Красный путь» Московско-Казанской железной дороги. Позднее передан Министерству путей сообщения. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в г. Ташкент, где до конца войны выпускал боеприпасы. В целом, надо сказать, что завод и советское время сохранил свой основной железнодорожный профиль, здесь производилось оборудование для МПС: валы карданные; запчасти для тепловозов; запчасти к путевым машинам; стенды для локомотивных депо; летучки мосторемонтные; летучки путевые; скатоподъемники реечные; клапаны к дизелям; щетки вагономоечные. В нынешнее странное время завод, как и многие другие другие московские промышленные предприятия постигла незавидная судьба, он прекратил свою профильную деятельность в 2010-м году, а в 2014-м году его собственник - ОАО "РЖД" - выставило территорию на аукцион, но тогда что-то пошло не так. В 2019-м завод вновь выставили на аукцион, но чем всё закончилось - неясно. Жилой комплекс на этом месте особенно не построишь, вряд ли будет много желающих жить между двух магистральных железных дорог с видом из окна на ТТК.
3. Так что пока, к счастью, всё стоит на своём месте и, более того, на территорию абсолютно свободный вход для всех желающих, а посмотреть там есть на что. Несмотря на то, что многие бывшие производственные помещения сдаются в аренду всяким автомойкам, дух старой промышленной Москвы всё ещё незримо витает там. Словом, очень атмосферное место.
3. Так что пока, к счастью, всё стоит на своём месте и, более того, на территорию абсолютно свободный вход для всех желающих, а посмотреть там есть на что. Несмотря на то, что многие бывшие производственные помещения сдаются в аренду всяким автомойкам, дух старой промышленной Москвы всё ещё незримо витает там. Словом, очень атмосферное место.
4. На территории можно увидеть множество любопытных артефактов прошедшей эпохи. Основная масса построек возведена в советские годы, но есть и дореволюционные.
4. На территории можно увидеть множество любопытных артефактов прошедшей эпохи. Основная масса построек возведена в советские годы, но есть и дореволюционные.
5. А главное - сохранились железнодорожные пути! За этими воротами, например, с большой долей вероятности, было депо, где содержался заводской локомотив. Кстати, обратите внимание на сами ворота, разве сейчас такие где-то делают? Красота.
5. А главное - сохранились железнодорожные пути! За этими воротами, например, с большой долей вероятности, было депо, где содержался заводской локомотив. Кстати, обратите внимание на сами ворота, разве сейчас такие где-то делают? Красота.
6. Редкий случай, когда, на мой взгляд эстакада ТТК даже не портит вид, а наоборот как бы дополняет кадр. В том направлении мы ещё пройдёмся дальше.
6. Редкий случай, когда, на мой взгляд эстакада ТТК даже не портит вид, а наоборот как бы дополняет кадр. В том направлении мы ещё пройдёмся дальше.
7. А пока поглядим на заводские цеха. Атмосфера разрухи, конечно, печалит, но всё равно остаётся тот непередаваемый колорит, стремительно уходящий с каждым годом в прошлое. Дух индустриальной Москвы.
7. А пока поглядим на заводские цеха. Атмосфера разрухи, конечно, печалит, но всё равно остаётся тот непередаваемый колорит, стремительно уходящий с каждым годом в прошлое. Дух индустриальной Москвы.
8. Офисным хипстерам-белоручкам не понять!
8. Офисным хипстерам-белоручкам не понять!
9. На заднем плане слева - бывшее здание научно-исследовательского института управления на железнодорожном транспорте (ВНИИУП) МПС РФ (1923 г.).
9. На заднем плане слева - бывшее здание научно-исследовательского института управления на железнодорожном транспорте (ВНИИУП) МПС РФ (1923 г.).
10. Снова заброшенные рельсы. Вдали - Горьковское направление.
10. Снова заброшенные рельсы. Вдали - Горьковское направление.
11. Территория около бывшего здания НИИ охраняется охранником, собачкой и колючкой, стоят какие-то служебные Тойоты.
11. Территория около бывшего здания НИИ охраняется охранником, собачкой и колючкой, стоят какие-то служебные Тойоты.
12. Вид в обратную сторону.
12. Вид в обратную сторону.
13.
13.
14. Красота!
14. Красота!
15. Всё меньше в Москве остаётся таких мест.
15. Всё меньше в Москве остаётся таких мест.
16. Возвращаемся к пути, который, предположительно, вёл в депо.
16. Возвращаемся к пути, который, предположительно, вёл в депо.
17.
17.
18. С другой стороны он ведёт к воротам, за которыми расположена станция Москва-Товарная-Курская. И соответственно Курское направление. Есть и путевое развитие.
18. С другой стороны он ведёт к воротам, за которыми расположена станция Москва-Товарная-Курская. И соответственно Курское направление. Есть и путевое развитие.
19.
19.
20. Вместо вагонов на старых путях загорают в патрульных машинах полицейские.
20. Вместо вагонов на старых путях загорают в патрульных машинах полицейские.
21.
21.
22.
22.
23. Путь в сторону НИИ.
23. Путь в сторону НИИ.
24. И депо.
24. И депо.
25. Бывший ларёк или, как принято было во времена оны говорить, палатка, каким-то неведомым образом оказавшаяся там. Сохранились надписи "напитки", "чай" и остатки чего-то ещё.
25. Бывший ларёк или, как принято было во времена оны говорить, палатка, каким-то неведомым образом оказавшаяся там. Сохранились надписи "напитки", "чай" и остатки чего-то ещё.
26.
26.
27. Ещё какой-то цех, имевший подъездной путь.
27. Ещё какой-то цех, имевший подъездной путь.
28.
28.
29. А вот и дореволюционный цех. Построен в 1903 году.
29. А вот и дореволюционный цех. Построен в 1903 году.
30. Чудесное место!
30. Чудесное место!
31. Его хочется воспевать.
31. Его хочется воспевать.
32.
32.
33. Парочка раритетов.
33. Парочка раритетов.
34. И бонусом - Курское направление на Москву.
34. И бонусом - Курское направление на Москву.
35. И от Москвы. В будущем здесь проложат ещё два главных пути. Но об этом месте я уже рассказывал ранее.
35. И от Москвы. В будущем здесь проложат ещё два главных пути. Но об этом месте я уже рассказывал ранее.

Поэтому на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно! В следующей (заключительной) части цикла, читайте обещанный рассказ о Рогожской слободе. И спасибо за внимание. Будьте здоровы и живите богато!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Навигация по записям, относящимся к теме:

> Весенняя станция Северный пост и окрестности
> Волочаевская улица и окрестности
> Завод "Кристалл" и окрестности
> Летопись ускользающего: Москва-Товарная-Курская. Часть 1-я
> Летопись ускользающего. Часть 2-я: Москва-Товарная-Курская - Москва-Пассажирская-Курская
> Завод «Красный путь»
> Тёплый июньский денёк в Рогожском посёлке