Найти тему
Мысли Тюрка

Почему тюрки так и не смогли создать стабильное государство

Картинка из свободного источника в сети Интернет
Картинка из свободного источника в сети Интернет

На протяжении истории человечества создавались и рушились империи самых разных народов. Какие-то империи сразу разрушались после смерти основателя, как империя Александра Македонского. Другие после расцвета также уходили в небытие после нашествий врагов, как Римская империя и ее наследница Византийская империя. А третьи собирались вновь и вновь, после каждого поражения, например, империи китайского народа (Хань, Тан, Мин, КНР). Четвертые создавали империи, но быстро ассимилировались среди завоеванных, не оставляя каких-то значимых следов. К четвертой группе относятся тюркские государства.

Сколько вообще можно вспомнить стран и государств, созданных тюрками? Кроме двух Тюркских каганатов, были еще и Уйгурский, Кыргызский, Торлукский, Монгольский каганаты. И еще более десятка малых центральноазиатских региональных держав на протяжении всего Средневековья, такие как Улус Джучи (Золотая Орда), Улус Чагатая (государство Чагатаидов), государство Хулагидов, династия Юань (Китайская империя под управлением монгольской династии).

Так почему же ни одно из этих государств так и не смогло выжить и просуществовать до настоящего времени? Османскую империю и ее наследницу Турцию в расчет брать не будем, так как слишком сильно отличалось ее развитие от всего конгломерата тюркских государств. Скорее Турцию стоит относить не к тюркским государствам, а мусульманским. Я поясню позднее в следующей статье.

А пока подумаем, почему? Наверное это излюбленная тема всех историков, изучающих кочевые государства. Причин на самом деле множество. От политических до социальных и экономических.

Так уж вышло, что в своей родной Степи, у тюркских народов была очень сильная конкуренция за власть. Всегда. Здесь политическая подоплека. У каждого именитого и родовитого кочевника под рукой было по несколько сот сабель. И представьте, таких вот властителей несколько десятков. А сотня конных лучников по боеспособности стоит тысячи пеших. И непрекращающаяся резня себе подобных на время прекращалось под рукой сильного и почти легендарного правителя. Но после его смерти, уже его наследники продолжали дело своих предков. Не без помощи врагов Степи.

Картинка из свободного источника в сети Интернет
Картинка из свободного источника в сети Интернет

Борьба за власть над господством в Степи имела также и чисто экономическую подоплеку. Для растущего населения требовались больше пастбищ для выпаса скота. Ведь тюрки были кочевниками - скотоводами, что было основой экономики Степи. Более сильные вытесняли слабых. Слабые сплачивались, но уходили в другую сторону - в оседлые страны. Почему происходило так? Неужели лучше было уходить на завоевания других стран, чем бороться с гегемоном в Степи? Да, намного лучше. Ведь одно дело мериться силами с огромной конной армией в Степи, и другое с пешими армиями оседлых народов, которые разбегались в ужасе только от одного вида грозных всадников.

Таким образом, после относительно молниеносного завоевания оседлых народов, тюрки постепенно проникались культурой завоеванных народов. Но они всегда были чужими для завоеванных подданных. Не помогала даже смена вероисповедания. Тюрки верили в Тенгри (Небо), а сложная религиозная система тюрков для мусульман и христиан представлялось язычеством. В этом крылась социальная проблема.

Но огромное влияние на стабильность тюркских государств оказало самое что ни на есть банальный вопрос - престолонаследия. Так уж вышло, что оседлые народы быстро смекнули, что нужна внятная система передачи власти от одного лица к другому. Нужны были законы, что регламентировали бы это. Были придуманы самые разные варианты престолонаследия - от отца к старшему ребенку, по старшинству в династии, от отца каждому ребенку по землице. Чингисхан пытался решить этот простой и одновременно сложный вопрос посредством выборов правителя среди представителей династии. Но не получилось. Ведь ущемленные затаивали свою обиду, а при удобном случае узурпировали власть, что частенько случалось.

Дело в том, что в кочевых государствах признавалось лишь право сильного. Что впрочем было везде в то время. Но это усугублялось вопросом легальности и легитимности власти. Даже узурпация власти была легальной, а вопрос легитимности не стоял вовсе. В Европе и в оседлых странах Азии уже в Средневековье начало появляться понятие легитимности. В Китае это мандат Небес, в мусульманских странах - шариат, в Европе - признание Папы Римского, а в славянских государствах - ритуал помазания.

Чингисхан пытался все это привнести в кочевую традицию. Его самого выбрали в качестве вождя всех степных ханов. Подняли на белой кошме. То есть он пытался создать ритуал воцарения. Он указал на своего наследника - Угэдея, а того опять же подняли на белой кошме на очередном съезде князей и ханов. Но некоторое время спустя, смута вернулась в Степь, ибо традиции есть традиции, а в Степи выживал лишь сильнейший и только он мог претендовать на власть.

Таким образом, краеугольным камнем нестабильности кочевых империй являлись кочевые традиции и недостаточная проработка системы наследования.

Жмите ЛАЙК и ПОДПИСАТЬСЯ на канал, если понравилась статья!

Другие интересные статьи:

1. Вечная распря среди тюрков. Вера разъединила их

2. Кем был по национальности Чингисхан? Он был тюрком. Первое доказательство титулы знати