Найти тему
Ликбез

Wiking на службе нацисткой экспансии и его послевоенная судьба

Крупный план носовой части BV 222 V1 X4+AH. Четко просматривается эмблема фирмы Blohm & Voss.
Крупный план носовой части BV 222 V1 X4+AH. Четко просматривается эмблема фирмы Blohm & Voss.

Blohm und Voss 222 "Wiking" - гигантская шестимоторная летающая лодка активно использовалась как в северной Атлантике, так и при попытках покорения Африки. Разведка, переправа войск и снабжение немецких баз - основные её задачи. Такой гигант за один раз мог перебросить пехотную роту Вермахта из любой части Европы в любую другую её часть, туда где это было необходимо. И это было очень актуально, ведь в Средиземноморье хозяйничали англичане, да и в Северном море не всё было гладко. Викинг разрабатывался с 1937 года фирмой Hamburger Flugzeugbau в качестве трансатлантического лайнера, но, в итоге, гражданской карьеры ему было не видать. Ближе к концу войны Викинг выполнял в основном транспортные задачи, самолеты-разведчики были соответствующим образом переоборудованы. Всего было построено 13 экземпляров. Blohm und Voss 222 "Wiking" стал героем африканской эпопеи Роммеля. Только в 1942 году Викинги перевезли 1435 т грузов, 17778 солдат и офицеров из Европы в Африку и обратно. На этом театре было потеряно два самолёта из тринадцати.

Далее можно увидеть первый прототип BV 222 V1 с бортовым именем D-ANTE. Он впервые взлетел 7 сентября 1940 года. Позже был перекодирован как CC+EQ и X4+AH (на фото выше он же, но ближе к концу службы). Этот экземпляр был списан в результате несчастного случая в Афинах в феврале 1943 года. Переживший атаки британских истребителей в Средиземном море, он во время ночной рулёжки столкнулся с буем и пропорол несколько метров обшивки. В результате этой оплошности эскадрилья «Sее 222», состоявшая из Викингов, перестала существовать и отправилась на перевооружение, т.к. оборонительное вооружение Викингов было ни к чёрту: дневные полёты пришлось прекратить, а ночные привели как раз к этому инциденту. К тому времени V6 и V8 были сбиты британцами, а V4 серьезно поврежден ими же.

BV 222 V1 на аэродроме
BV 222 V1 на аэродроме
BV 222 V1 во время тестовых полётов
BV 222 V1 во время тестовых полётов
Он же.
Он же.

BV-222 "Wiking" в Арктике

-5

Редкое фото огромной шестимоторной летающей лодки Blohm und Voss 222 "Wiking". Она была сфотографирована в зимнем камуфляже в одном из фьордов Норвегии в последние месяцы войны. Здесь она использовалась для переправы войск и снабжения немецких баз. Такой шестимоторный гигант за один раз мог перебросить пехотную роту Вермахта из метрополии в любую часть европейского субконтинента или в Северную Африку, ведь он разрабатывался с 1937 года фирмой Hamburger Flugzeugbau в качестве трансатлантического лайнера. Использовался также как дальний морской разведчик.

-6

Примерно треть экземпляров была уничтожена союзниками в небе в ходе войны, еще треть была уничтожена своими экипажами при отступлении, но несколько экземпляров попали в руки британцев и американцев. Тот, который на фото - скорее всего BV-222V-2 (СС+ЕR), был уничтожен экипажем.

Американский трофей в Тронхейме (Норвегия).
Американский трофей в Тронхейме (Норвегия).
Британский трофей там же.
Британский трофей там же.

Союзники эксплуатировали самолёты еще в течение двух лет после войны. К сожалению, ни один экземпляр этой интересной техники не сохранился до наших дней.

Нацистские эсминцы, базирующиеся в норвежском порту
Нацистские эсминцы, базирующиеся в норвежском порту

Все трофейные экземпляры были захвачены в Норвегии.

Норвегия была оккупирована нацистами в 1940 году во многом в связи провокационной политикой Франции и Великобритании и в дальнейшем использовалась нацистами как "непотопляемый авианосец" в Северном море. Здесь в незамерзающих портах базировалась значительная часть военно-морских сил Германии. Вся эта группировка работала на коммуникациях союзников и СССР и принесла много бед нашему народу. К слову, в 1945 году в Норвегии располагалось 12 дивизий вермахта и около 9 тыс. человек личного состава СС. По окончанию войны Швеция предложила свои услуги по репатриации около 300 тыс. немецких военнопленных в Германию. Гигантские летающие лодки Викинг несли на себе часть бремени снабжения всей этой группировки на конечном этапе войны.

Если Вы нашли концептуальные, технические и прочие неточности в тексте, напишите пожалуйста об этом в комментариях. Я постараюсь проанализировать и исправить их.