Приветствую тебя, читатель! Начни новую неделю со свежего выпуска дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — первый стратегический бомбардировщик США, буксировщик мишеней из Швейцарии, скоростной авиалайнер ОКБ Туполева и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
17 августа
17 августа 1918 года — первый полёт бомбардировщика Martin MB-1. /США/
В 1917 году конструктор и пионер авиации Гленн Мартин основал авиастроительную компанию Glenn L. Martin Company. В это время авиационная служба армии США рассматривала варианты замены бомбардировщику Handley Page O/400 британского производства. Молодая компания предложила военным свой проект MB-1.
Типично для бомбардировщиков того времени, MB-1 представлял собой большой двухмоторный биплан. Экипаж из 3 человек располагался в открытой кабине. Два двигателя Liberty 12A разгоняли самолёт до 169 км/ч. Дальность полёта — 628 км. Вооружение — 5 × 7,62-мм пулемёта + до 472 кг бомб.
Самолёт оказался успешным и уже в октябре того же года был принят на вооружение армейской авиации. Всего построили 20 единиц Martin MB-1 всех модификаций. Кроме армии, самолёты также закупил и ВМФ США, где они использовались как бомбардировщики-торпедоносцы.
18 августа
18 августа 1935 года — первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта Heston Type 1 Phoenix. /Великобритания/
В августе 1934 года авиастроительная компания Comper Aircraft Company Ltd. сменила базовый аэродром с Хутон Парка на Хестон. Заодно сменив и название на Heston Aircraft Company. Вскоре был построен первый самолёт «новой» компании — Heston Phoenix. Руководил проектом конструктор Джордж Корнуолл.
Phoenix был одномоторным подкосным высокопланом с убирающимся шасси. Конструкция в основном выполнена из дерева, фанеры и обшита полотном. Салон был рассчитан на 5 пассажиров + 1 пилота. Двигатель de Havilland Gipsy VI позволял развить скорость до 241 км/ч. Дальность полёта — 805 км.
Построили всего 6 самолётов Heston Phoenix в двух вариантах, отличавшихся мощностью двигателя. Эксплуатировались они в основном частными владельцами. С началом Второй мировой войны 3 самолёта были мобилизованы в Королевские ВВС Великобритании. Последний Phoenix был потерян в аварии в 1952 году.
19 августа
19 августа 1968 года — первый полёт буксировщика мишеней F+W C-3605. /Швейцария/
С середины 1940-х годов основным буксировщиком мишеней для тренировки швейцарских зенитчиков был EKW C-3603. Но износ двигателей и уменьшение числа комплектующих заставили задуматься о его замене. Компания EKW (позднее переименованная в Farner Werke или F+W) предложила обновить C-3603 путём установки турбовинтового двигателя. Так появился F+W C-3605.
Как и предыдущая модель, C-3605 представлял собой цельнометаллический низкоплан. Кроме нового двигателя Lycoming T53-L-7, были и другие изменения в конструкции — удлинена носовая часть, установлен третий киль, обновлено навигационное оборудование. Максимальная скорость — 432 км/ч, дальность полёта — 980 км.
Всего до F+W C-3605 было модернизировано 24 самолёта C-3603. Они использовались ВВС Швейцарии до 1987 года. Сегодня несколько C-3605 находятся в музеях, а два самолёта — в лётном состоянии.
20 августа
20 августа 1936 года — первый полёт скоростного пассажирского самолёта АНТ-35 (он же ПС-35). /СССР/
К середине 1930-х годов основные самолёты «Аэрофлота» — К-5, ХАИ-1 и ПС-9 — устарели ввиду своей малой скорости и вместимости. В мае 1934 года был объявлен конкурс на скоростной транспортный самолёт. А. Н. Туполев по личной инициативе решил реализовать такой проект силами своего КБ. Основой для самолёта, названного АНТ-35, стал скоростной бомбардировщик АНТ-40. Главным конструктором назначили А. А. Архангельского.
АНТ-35 представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси и двумя моторами М-62ИР. Максимальная скорость — 372 км/ч, дальность полёта — 920 км. Авиалайнер брал на борт 10 пассажиров.
Выпустили всего 11 самолётов АНТ-35, т.к. к концу 1930-х годов начали производить по лицензии более совершенный ПС-84 (Ли-2). Все они использовались «Аэрофлотом» — как на внутренних, так и на международных рейсах. Во время Великой отечественной войны самолёты переквалифицировались в транспортники. Последние ПС-35 были сняты с эксплуатации в 1944 году.
21 августа
21 августа 1924 года — первый полёт опытного истребителя Fokker D.XII. /Голландия/
В начале 1920-х годов компания Fokker поставила авиационной службе армии США истребители D.XI и D.IX для оценочных испытаний. Хотя результаты испытаний оказались неудовлетворительными и США не стали заказывать самолёты, голландский авиапроизводитель решил сделать ещё одну попытку. Так появился Fokker D.XII, разработанный уже непосредственно по американской спецификации.
D.XII представлял собой одномоторный полутораплан. Конструкция была выполнена из дерева с фанерной и полотняной обшивкой. Установили американский двигатель Curtiss D-12. Максимальная скорость — 250 км/ч, дальность полёта — 1100 км. Вооружение на прототипы не устанавливалось.
Всего выпустили 3 самолёта Fokker D.XII. По результатам испытаний в конструкцию внесли улучшения. Но желаемого результата достичь не удалось — самолёт всё также не устраивал авиационную службу армии США и заказывать его не стали. Проект был закрыт.
22 августа
22 августа 1923 года — первый полёт экспериментального бомбардировщика Wittemann-Lewis NBL-1 "Barling Bomber". /США/
Первая мировая война «подарила» миру стратегические бомбардировки. Развитие авиации для решения этих задач продолжилось после войны. Так, инженерный отдел авиационной службы армии США под руководством Уолтера Барлинга разработал первый американский стратегический бомбардировщик NBL-1 (Night Bombing Long-Range, Type 1 — ночной дальний бомбардировщик, первый).
NBL-1 был спроектирован как триплан с бипланным хвостовым оперением и стал самым большим самолётом своего времени. 6 двигателей Liberty L-12A (4 тянущих и 2 толкающих) позволяли развить скорость до 155 км/ч при дальности полёта 274 км с полной загрузкой в 2300 кг бомб. Вооружение — 7 × 7,62-мм пулемётов.
Проект провалился — построили лишь один Barling Bomber. Причины — слабые двигатели и чрезмерно высокая цена самолёта. В 1925 году его разобрали, а в 1930 году и вовсе сожгли. Сохранилось только шасси NBL-1.
23 августа
23 августа 1953 года — первый полёт противолодочного самолёта Short SB.6 Seamew. /Великобритания/
В 1951 году британское адмиралтейство опубликовало спецификацию M.123D на лёгкий противолодочный самолёт палубного базирования. Компания Short Brothers предложила свой проект SB.6 Seamew, разработанный конструктором Дэвидом Кейт-Лукасом.
SB.6 был среднепланом со складывающимся крылом. Высокорасположенная кабина обеспечивала двум членам экипажа хороший обзор. Seamew оснащался турбовинтовым двигателем Armstrong Siddeley Mamba. Максимальная скорость — 380 км/ч, дальность полёта — 1210 км. Самолёт мог нести до 836 кг вооружения на подвесках — 1 × торпеду, 4 × глубинные бомбы и т.д.
Первые полёты показали, что SB.6 труден в управлении. После ряда доработок эту проблему частично решили. Но военные к самолёту уже охладели и заказывать большую партию не стали. Всего построили 26 единиц SB.6 Seamew, которые использовались в резервных частях. Последний самолёт был списан в 1967 году.
Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории