Многим этот вопрос покажется бессмысленным, поскольку о поимках хариуса на Вуоксе и не слышали. Тем не менее, достаточно давно популяция хариуса в Вуоксе была, Как и популяция кумжи, да и ладожский лосось заходил нереститься в Вуоксу и притоки. Вопросами сохранности ценных видов рыбы занимаются государственные институты, управления по рыболовству, однако реальных исследований по состоянию рыбных запасов той же Вуоксы в ближайшие года обозримого прошлого нет.
Наши друзья из Балтийского фонда природы ( МБОО "Биологи за охрану природы) участвуют в российско-финской программе "Река течет- жизнь идет", одним из аспектов которой и является изучение сохранности ценных и исчезающих видов в районах прилегающих к реке Вуокса, которая берет начало в Финляндии, а завершает свой путь у нас в Ладоге.
В рамках этой программы мы в прошедшие выходные провели совместный выезд специалистов Балтийского фонда и наших "экспертов", в поисках хариуса в верховьях реки Вуокса. Кроме этого академического вопроса в целях поездки было: изучение рыболовного и туристического прессинга на реку Вуокса, опрос рыбаков об их уловах, оценка влияния регулирования уровня Вуоксы финской и российскими сторонами на эрозию берегов и рыбные запасы, а так же степень проникновения к нам американского сигнального рака, завезенного ранее в Финляндию, успешно там акклиматизировавшегося, но, к сожалению, оказавшегося переносчиком рачьей чумы, которая выкашивает представителей традиционных местных раков.В общем для двух с половиной дней достаточно обширная программа. Естественно представители Балтийского фонда занимаются ею уже протяженное время, просто мы подключились только к этому выезду. При этом, цель нашего участия тоже была экспериментальной. Нам было интересно поучаствовать в исследованиях, но и преследовались свои цели. А именно интересовал рыболовный прессинг на исследуемые участки, и особенно уровень браконьерства. Плюс район исследований является самым используемым на Вуоксе районом по выращиванию товарной форели-радужки, соответственно хотелось опросить местное население и рыбаков о степени влияния такого активного хозяйствования, на состояние естественных популяций рыб.
Участок между плотинами Каменногорской и Светогорской
ГЭС.
Несмотря на громкое звание "эксперты", указанное в командировочном удостоверении, необходимом для проезда в погранзону, роль наших рыбаков свелась в основном к управлению лодками, на которых представители науки проводили опросы. Ну и немного рыбалки, с детской наивной целью - поймать хариуса для науки.
В пятницу вечером мы и биологи прибыли на базу отдыха " Лесогорская Усадьба", расположенную практически на середине первого участка, намеченного к обследованию.
Первые опросы рыбаков мы провели уже на базе. Правда это было всего две группы людей, впервые приехавших в эти места. По результатам пятничного выхода - у них было "пусто". Про хариуса в этих местах они слыхом не слыхивали. И основная цель приезда скорее отдых с удочкой, чем серьезная надежда на трофейную рыбалку. Хотя по убеждениям этих небольших кампаний, "места тут богатые рыбой, и должно клевать на ура"
На чем основывается это их убеждение - совершенно непонятно. Если только на том, что это участок Вуоксы, находящийся в погранзоне, и тут не должно быть уж очень большого рыболовного прессинга.Но с другой стороны, участок ограничен двумя "глухими" плотинами электростанций. Глухими в том плане, что рыба не имеет возможности пройти на этот участок извне, то есть по сути это протяженное озеро, с проточной водой, и очень изменчивыми берегами. В изменчивости береговой линии мы , кстати, убедились прямо с утра. И это создало нам первую проблему. Видимо или финны, или в Светогорске перекрыли плотину, а нижнюю, Каменногорскую - не перекрыли, и уровень воды очень наглядно упал,
да так, что спустить одну из двух лодок нам не представилось возможным. И без того очень неоднозначный слип базы оказался непригодным для РИБа, хорошо хоть вторую лодку - Альтаир-про 420, удалось спустить буквально на руках и транцевых колесах. Усложнилось все тем, что и колеса нельзя было использовать полноценно из-за толстого слоя ила.
Но так или иначе, лодку мы к походу приготовили, и забрав на борт экипаж из трех человек отправились на акваторию. Часть экспедиционеров отправилась сразу на машине вверх к плотине, что бы попробовать поймать хариуса там, поскольку по предварительным прикидкам, если он где и есть, то на струе, неподалеку от плотины.
Пока готовились к отплытию опросили еще одного рыбака, вышедшего на "набережную". Увы и его результаты рыбалки тоже оставляли желать лучшего.
Еще один участник, точнее участница, экспедиции биолог и ботаник , отправилась по берегу, в поисках редких видов растений. И для нее как раз спад воды открыл отличную возможность посмотреть не только то, что на берегу, но и то, что обычно находится в воде.
Забегая вперед, скажу, что именно она пожалуй получила максимум пользы от экспедиции, найдя несколько краснокнижных растений, причем в достаточно больших количествах.
Мы же отправились на поиск рыбаков и рыбы вверх по течению.
Надо сказать, что несмотря на субботний, то есть выходной день, народу на реке было откровенно мало. Практически все приезжие рыбаки оказались сконцентрированы около базы, а местные ловили на лодках, равномерно распределившись по всей протяженности.
Всего нами было встречено и опрошено 5 экипажей. Причем отнюдь не все встречали подход к ним приветливо, но , узнав, что это всего лишь опрос с научными целями, а не конкуренты рыбаки, охотно отвечали на вопросы, и делились своими наблюдениями. Кто то ловил в одиночестве.
Кто то выезжал семьей из трех поколений.
Кто-то просто в дружеской компании.
На главный вопрос о том, как влияют на рыбу постоянные колебания уровня воды практически все ответили однозначно - негативно. По прибрежным фото очень хорошо заметно, что вода не только "падает", но и "поднимается" тоже довольно высоко. Например вот здесь хорошо видна разница в уровнях.
Надо сказать, что само "старое русло" Вуоксы - достаточно глубокое, мы видели места с глубиной в 20 и более метров.
Причем свал идет очень резко. А огромная береговая зона имеет плавное понижение глубины от берега до метра, и естественно, что именно эта зона оголяется при несогласованных режимах работы электростанций. Практически все опрошенные обратили внимание, что например лещ на этом участке между плотинами ловится крупный, но редкий, практически нет стай, характерны поимки единичных экземпляров, зато размер - до трех кило. Я спросил у местных, есть ли здесь места нереста леща, и они кивнули на те самые, обнажаемые мелководья. То есть отнереститься лещу конечно можно, наверняка это происходит , а вот с вызреванием икры - проблемы, поскольку колебания воды даже в периоды нереста таковы, что вода отступает и снова возвращается буквально несколько раз в неделю. А ведь для того, что б икра погибла, ей достаточно остаться на воздухе всего на несколько часов.
Второй момент, который назван местными рыбаками и жителями, как существенно влияющий фактор на экологию в целом, так и на популяцию рыб - это сбросы сточных вод от предприятий, расположенных в Светогорске. Причем мнения , например о Светогорском бумажном комбинате высказывались противоположные. Одни считают, что смена хозяев пошла на пользу экологии, и что "американцы", приобретшие контрольный пакет ЦБК первое что сделали - привели в порядок очистные. Другие так не считают, точнее, признавая, что в целом очистные работают лучше, все же утверждают, что выбросы время от времени случаются. И все опрошенные сошлись во мнении, что кроме ЦБК , местные предприятия сливают свои отходы практически без очистных. Например вот эту трубу мы приняли за выход ручья, проложенный под дорогой.
На самом деле это сток из нескольких необслуживаемых в настоящее время отстойников.
На вопрос о наличии в этом течении реки раков , практически единодушно все ответили "здесь раков нет", их ловят выше Светогорской плотины. Туда мы естественно не пошли, поскольку это было бы уже нарушение пограничного режима. Расставленные с вечера пятницы раколовки не принесли ничего, ни американского сигнального рака, ни отечественного.
Что условно порадовало - то, что практически на всем участке не было ожидаемых браконьерских сетей. Возможно конечно это объясняется бессмысленностью процесса. Поскольку из всех встреченных рыбаков лучший улов (и единственный) , был у человека с удочкой, наловившего на нее с полтора десятка плотвиц и окушков, для души и на уху.
Остаток времени после опросов мы посвятили попыткам поймать хоть что то на спиннинг . Равно как и наши коллеги с берега. Но ни одна попытка не увенчалась успехом.
Кстати, на вопрос о поимках хариуса трое из пяти экипажей ответили, что никогда не слышали о нем здесь. Один сказал о том, что последний раз о поимке хариуса здесь слышал в восьмидесятых годах двадцатого века, и один отослал нас на десять лет назад. Все отметили, что участились случаи поимки беглой радужки, которая все же попадает иногда в этот замкнутый участок, видимо пролетая сквозь поток в турбинах. Ладожский же лосось, ранее поднимавшийся на нерест даже в Финляндию, теперь не доходит из-за плотин. Популяцию кумжи между плотинами скорее всего тоже уже выловили, равно как и сига, когда то бывшего в этом районе обыденным, и распространенным куда более кумжи.
В общем впечатление у нас сложилось скорее печальное. Прекрасные, красивые места, и практически без рыбы.
Конечно нельзя делать выводы на основании одной проездки, тем более, что одного хариуса, замороженного, ребятам биологам все же предоставил один местный рыбак. Теперь они будут, совместно с финскими коллегами делать его генетический анализ, определяя близость популяции финского и нашего хариусов. Но это дела ученых. На нашем, любительском уровне, становится халко такую реку. Ведь эти места много лет были манящими для многих поколений рыбаков Ленинграда.
Но может быть такая картина только на этом участке? Мы отправляемся на следующую базу в поселок Перевозное. Но об этом в следующем рассказе.
А к тем, кто хочет помочь оценить рыбные запасы Вуоксы, и поделиться своим опытом ловли на этой реке, есть огромная просьба принять участие в опросе, проводимом Балтийским Фондом, опрос анонимный, ваши ответы никак не будут использованы против вас, даже если вы напишете о своих нарушениях. Важно понять, что еще сохранилось, что останется нашим детям.
И вторая просьба к тем, кто ловит в реках, впадающих в Вуоксу. Похоже, что популяция хариуса, если и сохранилась, то только в небольших речках. Ученые будут благодарны за предоставление генетического материала - чешуи и плавника. В замороженном или сухом виде.
Вы можете обратиться к биологам по электронной почте bfn@bfn.org.ru или в группе в социальной сети https://vk.com/rivergoproject
продолжение следует