Идея взять на тест-драйв огроменный тягач пришла после того, как в Инстаграм я сняла машину Вадима «ВК Логистик». Вы тогда много комментировали, значит, тема интересна. Потом еще мой коллега Миша Мулюкин позвонил, пригласил в Подмосковье поснимать очень интересную машину, которая ездит исключительно на сжиженном метане, а запас хода на одной заправке превышает 1500 километров! Услышав эту цифру, я даже подумала, что не расслышала, но нет, все верно.
Если вам интересна техническая составляющая, в подробностях, с правильными, профессиональными оценками – это к Мише. Мой обзор автомобиля Ивеко Стралис (Iveco Stralis) носит скорее развлекательный характер: как блондинка залезла за руль тягача. Попутно узнала цены на газ – шокировали, конечно, но чем он хорош? Его же слить невозможно!
Сначала заправляем тягач Iveco Stralis сжиженным газом. Прежде, чем это сделать, нужно выровнять давление в заправочной станции и баке, хотя даже лучше, если в первой он будет чуть больше. Чтобы это сделать, нужно сначала стравить метан из баков, который сейчас там в газообразном состоянии. У нас на обзоре тягача самая большая вместимость баков. Бывает другая комплектация с одиночным баком либо двумя, где один для сжиженного, другой для сжатого газа.
Только залезла в кабину, сижу, осматриваюсь, а Миша как даванет на клаксон. Думала, заикой останусь! Хорошо пристегнута была – так бы выпала наружу). Они еще ржут: сидения, мол, с обдувом здесь, если намокли – быстро высохнут). Несколько раз меня этим зверским звуком еще пугали, изверги.
Мишаня вообще глумился как мог, с закрытием дверцы подкалывал, но я же не виновата, что руки у меня не телескопические. Сокрушался, что на козырьке зеркальца нет. Я даже подыграла, изобразила искреннее изумление по этому поводу.
Подстраиваем обстановку под нового водителя – меня. Регулируем руль, сиденье, опускаем подлокотники (их два). Сиденье здесь вообще топовое, с подогревом, вентиляцией, кучей регулировок. Все классно адаптируется даже под хрупкую барышню. Сиденье подняли повыше, ножки стали болтаться внизу.
Ручник прикольный, пневматический, отжимается после легкого натяжения на себя. В тягаче Iveco Stralis роботизированная трансмиссия на 12 ступеней. Зажигание как в обычной легковушке. Под капотом имеем двигатель внутреннего сгорания на газу: вместо бензина в цилиндры попадает метан. Больше, по идее, знать ничего и не нужно.
Долго не покидало ощущение, будто я в электрокаре, все не могла прийти в себя и собраться, но вроде получилось. Напарник довольно бегло проинструктировал, что себестоимость километра пробега газового Iveco Stralis ниже, чем дизельного – ввиду более низких цен на метан. Вот только эта версия изначально дороже дизеля на +/-30%. Эту разницу можно отбить через 100-150 тыс. км пробега. Приблизительно столько подобное авто проходит за год, а гарантия производителя до капремонта двигателя – около миллиона километров. Словом, ресурс значительно больше легковой, но и стоимость эксплуатации не сравнится.
Водители живут в этой машине, поэтому здесь все оборудовано для их удобства. Есть выдвижной холодильник – небольшой, но я по-хозяйски его оценила. В этой комплектации салон-трансформер. Средняя часть раскладывается в столик, который можно убрать. Он же превращается в нижнюю кровать. Есть верхняя, на случай двух водителей-сменщиков, а не как я выразилась – для семейной пары). Вообще чувствую себя лошандриком в кабине, хорошо хоть Миша есть – все озвучивает, подсказывает.
Двигатель работает тихо, несмотря на рабочий объем 13 л. и 460 л.с. На дизельном 20-тонном грузовике расход топлива в среднем получается
27-35 литров на 100 км пробега. В горной местности может достигать полтинника. Но что отличает метановый грузовик от дизельного - это то, что в нем нет моторного тормоза.
Но меня сильнее руль впечатлил – очень удобный и легко проворачивается, а еще он почти параллелен полу, на него можно тарелку поставить и точить в дороге. Липучкой закрепить ее и вообще кайф. Кстати, многие так и делают, на полном серьезе.
Пробуем двинуться, сначала включаем фары (как на Фольксвагене). Управление трансмиссии может работать в автоматическом и ручном режиме (типтроник). Режимы отображаются на панели: нейтраль, драйв, задний ход. По приборной панели тоже вопросов нет, все как на легковушке.
Короче, двинулись. Идет мягко, покачиваясь, как колыбелька. Вот с тормозами непривычно – они пневматические: сначала давишь, ничего не происходит, продавливаешь – резко останавливается. Видимо, только такие могут осадить до 40 т. Здесь же одна «голова» весит примерно 7,5 плюс максимальная масса прицепа до 25 т. Тормоза дисковые, тормозная система «Knorr-Bremse».
Хотя сама машина весьма динамичная, даже груженая со старта «рвет» легковушки. Задняя подвеска пневматическая, передняя рессорная – типичная, классическая схема. Есть возможность заказать пневматику и на переднюю подвеску. Такая же ситуация с кабиной – вместо пружинной можно заказать на воздухе. Словом, зарессорить можно все, поэтому многие на фурах летают по кочкам просто их не чувствуя.
Привычных подушек безопасности нет, да и не нужны они особо: пассивная система безопасности выдерживает очень мощные краш-тесты. Пробую пройти змейку, получается. Ребята говорят, что на Ивеко делать ее даже проще, чем на легковой – за счет высокой посадки. Рулевой рейки нет, как у всех грузовиков, вместо нее продольная и поперечная рулевые тяги. «Баранку» чуть не до бесконечности выкручиваешь. Но ехать мне здесь очень нравится – самая прикольная машинка из всех, на которых я ездила: очень мягко, высоко, шикарный обзор… Особенно когда к тормозам привыкаешь – вообще кайф.
Делая обзор тягача на метане понимаешь, что история весьма экологичная, ну точно экологичнее дизеля и бензина. Даже в электрокарах переработанные батареи несут вред, да и сама электроэнергия в половине случаев получается при сжигании чего-то. В Европе же газовые автомобили даже освобождены от таксы за проезд по платным дорогам. У нас таких преимуществ от государства нет, зато эксплуатация точно дешевле дизеля, вспоминая его цену.
Для более детального осмотра мне разрешили залезть назад – туда, где должен быть прицеп. Вскарабкалась, испачкалась в смазке, миссия выполнена! По ходу Миша не перестает меня просвещать, рассказывая, как крепится прицеп, что за баночки рядом с баллонами - осушитель воздуха для пневматических тормозов, показывает громадную выхлопную трубу – я в нее могу целиком поместиться).
Сзади нашли аккумуляторы. В грузовиках, как правило, 24-вольтовая электрическая система, поэтому их два – на 12 вольт, соединенных последовательно. Они вынесены в хвост для лучшей развесовки фуры. Единственный топливный бачок, который мы нашли, – для автономного отопителя. Именно из него печка черпает энергию для обогрева водителей.
Слезая с задней части тягача, задалась вопросом: почему не сделать гибрид? Михаил рассказал, что такие есть – газодизельные, но они существенно отличаются по конструкции. Метановые авто больше похожи на бензиновый мотор: свечи зажигания, другая камера сгорания, поршни, степень сжатия, измененная система охлаждения двигателя, поэтому второй вид топлива в моторе использовать невозможно. Конечно, газодизельный агрегат спокойно доедет до ближайшей заправки на солярке, если газ кончился, зато метановый более экономичен и экологичен.
В любом случае, человек, покупающий тягач, использует другие критерии, нежели тот, кто берет легковое авто. Например, для тех же европейцев экология сейчас ставится даже выше экономии, поэтому правительства стран Европы даже стимулирует перевозчиков на такие покупки. Да и стоя рядом с работающим Iveco Stralis не ощущаешь удушья, как от соседства с легковушкой на дизеле.
Ладно, сама накаталась, теперь пора передать руль в руки профессионала – Миши, который считает себя «пенсионером по вождению», оппозиционером быстрой, неаккуратной езды. Едем, обсуждаем «шумку» - метановый движок гораздо тише, чем дизель. Говорить можно спокойно, не повышая голоса. Только когда я хотела это отметить, заорал навигатор, опять испуг, граничащий с инфарктом.
Разогнаться машинка не дает, чувствуя, что не груженая. Стартует с 5-ой передачи, затем включает 7-ую, 9-ую и т.д. С первой стартует только при сильной загруженности или на резком подъеме. 12-ступенчатая КП не обязывает перебирать передачи по порядку, запросто можно перескакивать.
Предотвратить преждевременные поломки притом помогает такая штука как сервисный контракт – это кардинальное отличие гарантийного обслуживания грузовиков от легковушек. По нему производитель за свой счет делает ремонт сломавшегося агрегата. Только это значительно увеличивает стоимость ТО и включается в лизинговые платежи.
Наконец, меня оставили одну в кабине. Буду тестировать, как себя здесь чувствуют водители, насколько им удобно. Улеглась на нижнюю кровать – ровно, приятно, ноги вытягиваются на всю длину. Для подъема на второй ярус есть выдвижная лесенка, а там – защитная сетка. Очень удобно, не упадешь, супер. Если бы я ездила одна – ночевала бы наверху.
В конце лайфхак: проезжая тысячи километров без остановок, многие управляют автомобилем без обуви. Знаете самое лучшее место для ее хранения? Сбоку, в лестнице кабины. Дверца ее прикрывает, боты не выпадут, и под ногами не будут мешать.
P.S. Делая обзор тягача Iveco Stralis не покидает мысль: может настала пора сменить профессию, как думаете?)
И, как всегда для любителей видеоверсии данной информации, смотрите мой новый выпуск с обзором тягача Iveco Stralis, за комментарии к которому, всех благодарю:
И не забывайте, дорогие друзья, делиться статьями в своих соц.сетях, если вам понравился тот или иной обзор – это поможет развитию моего канала "Лиса Рулит".
Всех целую, обнимаю, ваша Лиса!)
- Все статьи собранные в одном месте вы можете найти на ресурсе
ЛИСА РУЛИТ - Авторский автомобильный блог
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Тест-драйв нового Фольксваген Поло (Volkswagen Polo 2020) с поездкой Санкт-Петербург - Карелия
© Лиса Рулит