Мне непросто писать именно эту статью, потому что сам роман я до сих пор не читал. А все экранизации, которые я видел очень разные. И, тем не менее, речь пойдёт именно о фильмах. Точнее, о конкретном фильме: экранизации романа "Ребекка" Дафны дю Морье 1997 года с Чарльзом Дэнсом, Эмилией Фокс и Дайаной Ридд. По отзывам, этот фильм снят максимально близко к сюжету романа. Но, в этой статье, я буду говорить не постановке, актёрской работе или антураже. Я буду говорить о персонажах. А конкретнее, об одной из самых загадочных героинь в английской литературе 20 века, о Ребекке де Винтер. Почему загадочной? Да потому что это, пожалуй, одно из немногих литературных произведений ( по крайней мере, я других аналогичных сюжетов не припомню ), где главным центральным персонажем является героиня, которая умерла задолго до начала действия повествования. При этом, именно её образ является основополагающим.
Дафна дю Морье создала поистине гениальный роман, который, впоследствии, в том или ином виде, лёг в основу многих фильмов и сериалов. Итак, Ребекка... Кем же была героиня этого романа? Невероятно красивой, притягательной женщиной, изысканной, утончённой, элегантной обворожительной, остроумной и эрудированной. Словом: идеал, который считается недостижимым, которому завидуют все женщины и восхищаются и желают все мужчины. Но... Мы-то с Вами знаем, что таких идеальных людей в мире не существует. А значит, обязательно должен быть подвох. И он есть: выясняется, что за фасадом умной очаровательной красавицы с ангельской улыбкой скрывается крайне жестокая беспринципная испорченная особа, которая презирает окружающих и меняет любовников. И, вроде бы, к концу романа мы получаем определённый портрет и всё встаёт на свои места, если бы не одно существенное "НО". А именно то, что информацию о порочности и двуличности героини, равно как и о её многочисленных любовниках мы получаем из уст её мужа, который, так, на минуточку, её же и убил ( Упс! Спойлер ).
При этом, что мы знаем о самом Максиме де Винтере? А то, что это довольно эгоцентричный человек, отличающийся крайне тяжёлым вспыльчивым характером, имеющий склонность к неконтролируемым вспышкам гнева ( что мы видим на экране и что не единожды подтверждает его родная сестра ). И, как нам показано в фильме, жену он задушил именно в порыве гнева. Так стоит ли верить словам такого, крайне сомнительного, свидетеля?
Второй, не менее сомнительный свидетель, это кузен Ребекки, с которым она была помолвлена на заре своей юности, но предпочла выйти замуж за Максима де Винтера. Потому ли, что он был богат и знатен, или по иным причинам: этого мы не знаем, потому что верить самому де Винтеру, с учётом всех обстоятельств, довольно сложно. Итак, Фавелл ( тот самый кузен ) утверждает, что был любовником Ребекки, но делает он это с целью шантажа. Что характеризует его, как типа неприятного и скользкого. Но я допускаю мысль, что то, что он сказал правда: в конце-концов, при таком патологически ревнивом и эгоцентричном муже как Максим, нет ничего удивительного в том, что его жена завела себе любовника. И ещё менее удивительно, что на эту роль она выбрала именно своего кузена, с которым когда-то была помолвлена. И, кстати, именно поэтому, я не верю в тех самых многочисленных любовников. И объясню почему: по словам всех героев, Ребекка была женщиной очень умной и волевой, а значит она хорошо разбиралась в людях и не испытывала никаких иллюзий относительно личности кузена. И выбрала его в любовники как самый безопасный для своей репутации вариант: очевидно, она его финансово поддерживала, а значит ему не было никакой необходимости афишировать их связь. Более того, для него это было не менее опасно, чем для неё: скандал, развод, конец притоку финансов. Именно поэтому, будучи уверенным в том, что де Винтер убил жену, он отправился не в полицию, а к нему за деньгами. Ну, и, наконец, третий свидетель личности Ребекки: миссис Денверс, верная экономка, бывшая гувернантка, которая растила Ребекку с детства. Я верю в то, что она испытывала к своей воспитаннице материнское чувство ( за неимением собственных детей ), в конце-концов, она её вырастила. И именно поэтому, я никогда не поверю в то, что показали в фильме 1997 года: то, что в конце, она публично признаётся в том, что у Ребекки был "эшелон" любовников. Даже если на секунду допустить, что это было бы правдой, Денверс, любящая хозяйку маниакальной материнской любовью, в жизни не произнесла бы того, что хоть как-то могло нанести малейший урон репутации умершей леди де Винтер.
Что же мы имеем в сухом остатке: муж, который убил свою жену, а когда это вскрылось начал рассказывать каким невероятным чудовищем она была и как отравляла ему жизнь. Кузен, который вероятней всего был любовником ( единственным ), но при этом мелким шантажистом и вымогателем. Экономку, которая боготворила свою хозяйку. И эти три человека, в оценке личности Ребекки, люди явно заинтересованные. Но объективно, есть мнения других людей. Например пожилой бабушки Максима: "Что Вы сделали с Ребеккой? Скажите Максиму, чтобы он привёз Ребекку", и слова Беатрис, сестры Максима: "Я забыла, насколько сильно она любила визиты Ребекки: всегда было столько ажиотажа. Естественно, Ребекка так её смешила". Это говорит о том, что Ребекка не просто выполняла долг, ездя к пожилой и не очень здоровой бабушке своего мужа. Она настолько тепло общалась с пожилой женщиной, что её визитов ждали с нетерпением. Согласитесь, сложно мило общаться с пожилым человеком, если он тебя раздражает. Ещё одни слова той же Беатрис о Ребекке : "Она обладала удивительным даром быть притягательной для всех: мужчины, женщины, дети, собаки... Все любили её". Ключевое здесь: дети и собаки, и первые и вторые очень хорошо чувствуют злых неискренних людей. Особенно животные это очень чутко чувствуют. А если вспомнить поведение Джаспера, то, что его лежанка находилась в кабинете хозяйки и то, как он рванул к домику у моря, можно сделать смелый вывод, что он очень много времени проводил с хозяйкой. И это лишнее подтверждение того, что Ребекка совсем не была тем чудовищем, каким пытался выставить её муж. И какая картина, в итоге, вырисовывается? А вот какая: Ребекка де Винтер была невероятно красивой, умной, смелой, самодостаточной женщиной, по характеру опередившей своё время. Она удачно вышла замуж, потому что так было положено. Но с мужем ей не повезло: ей достался патологически ревнивый эгоцентрик, который оказался достаточно умным, чтобы понимать, что его жена обладает независимостью и большей моральной силой, чем он сам ( кстати именно эти и обусловлен его выбор в качестве второй жены молоденькой неприхотливой компаньонки ). Вероятней всего, Максим душил жену своей ревностью. Она, в свою очередь, с блеском выполняла возложенные на неё обязанности: была идеальной женой и хозяйкой самого известного в Англии поместья. Была идеальной миссис де Винтер. Но в браке была пустота, которую не могли заменить ни многочисленные приёмы, ни управление делами в замке, ни общение с людьми, перед которыми всегда необходимо было быть идеальной. Потому появился уединённый домик на берегу ( место, где она могла скрыться от чужих глаз, расслабиться и побыть самой собой ) и прогулки на яхте в гордом одиночестве. А потом, когда спустя годы подобного брака, муж, возможно, стал противен ей на чисто физическом уровне, она для отдушины завела себе любовника, выбрав самый безопасный вариант. И всё потому, что Ребекка де Винтер была совсем не бездушным монстром, а всего лишь обычной, одинокой и потому несчастной женщиной. Которая узнав о своей смертельной болезни не захотела долго, болезненно и мучительно угасать. А зная о склонности своего мужа к вспышкам ярости и его невероятной ревности, использовала эти знания против него, спровоцировав его на своё убийство. И её можно понять.
P.S. В качестве дополнительной информации хочу добавить следующее: лично мне, из всех экранизаций, больше всего понравился итальянский фильм 2008 года выпуска. Да, даже не прочитав роман, могу сказать, что он снят "по мотивам произведения Дафны дю Морье" ( о чём, собственно, сообщается в титрах ). Но он гораздо логичнее фильма 97-ого года: в нём гораздо лучше прописаны характеры героев и мотивы их поступков. Он мрачнее и мистичнее, но в нём гораздо больше ощущается присутствие Ребекки в сюжете, хотя, сам её образ раскрыт в гораздо меньшей степени. Кроме того, ты, безусловно, не ощущаешь в нём Англии, потому что видишь не английское поместье, а итальянский палаццо в лучшем его проявлении. Но это совершенно не портит впечатления. Не побоюсь этого сравнения: в этом фильме есть что-то от Хичкока, а что-то от классического итальянского хоррора. Но в целом, очень качественный психологический триллер.