Найти в Дзене
Джеймс Лорд

Конан: мифы о легенде.

Устойчивый миф, во многом благодаря Фрэнку Фразетте и одному фильму, однако вот как описывает экипировку Конана Роберт Говард, придумавший этого персонажа: «В чаще послышался звук тяжелого удара, заросли закачались и оттуда вертикально вверх взлетела стрела. Прыгая в укрытие, путник видел ее полет. Притаившись за толстым стволом дерева с мечом в дрожащей руке, он увидел, что на дорожку, раздвигая кусты, выходит высокий человек. На чужаке были такие же высокие сапоги и короткие штаны, только не кожаные, а шелковые. Вместо туники на нем была кольчуга из вороненой стали, голову защищал шлем. Не рыцарский шлем с султаном — его украшали бычьи рога. Таких вещей не куют кузнецы в цивилизованных странах. Да хозяин шлема и не походил на цивилизованного человека. Его темное, иссеченное шрамами лицо с горящими голубыми глазами вполне соответствовало этим первобытным лесам. Огромный меч в руке человека был в крови.» Роберт Говард - За Черной рекой Как-то многовато для стереотипного детины в трусе
Photo by Ricardo Cruz
Photo by Ricardo Cruz

Миф 1: Конан сражался в одной набедренной повязке.
Устойчивый миф, во многом благодаря Фрэнку Фразетте и одному фильму, однако вот как описывает экипировку Конана Роберт Говард, придумавший этого персонажа:

«В чаще послышался звук тяжелого удара, заросли закачались и оттуда вертикально вверх взлетела стрела. Прыгая в укрытие, путник видел ее полет.

Притаившись за толстым стволом дерева с мечом в дрожащей руке, он увидел, что на дорожку, раздвигая кусты, выходит высокий человек. На чужаке были такие же высокие сапоги и короткие штаны, только не кожаные, а шелковые. Вместо туники на нем была кольчуга из вороненой стали, голову защищал шлем. Не рыцарский шлем с султаном — его украшали бычьи рога. Таких вещей не куют кузнецы в цивилизованных странах.

Да хозяин шлема и не походил на цивилизованного человека. Его темное, иссеченное шрамами лицо с горящими голубыми глазами вполне соответствовало этим первобытным лесам.

Огромный меч в руке человека был в крови.»

Роберт Говард - За Черной рекой

Как-то многовато для стереотипного детины в труселях, не так ли?) Хотя да, в жизни Конана были моменты, когда ему приходилось сражаться в таком виде- когда иной возможности не было. Например, во время побега из Халоги или когда враги заставали его… в постели.

Миф 2: Интеллект Конана… что такое «интеллект Конана»?

Еще один особо устойчивый миф (а у некоторых писателей и не миф), порожденный склонностью персонажа решать все свои проблемы физической силой. С другой стороны, а почему бы и не использовать силу одному из сильнейших людей мира? Особенно если такой подход не раз доказывал свою эффективность. Снова обратимся к первоисточнику:

Раз:
«Все вместе составляло семиконечную звезду. Место между линиями было покрыто какими-то символами, которые Конан не смог узнать. Он мог читать по-заморийски и красиво писать, поверхностно знал гирканский и коринфский, но эти знаки были ему незнакомы.»

Роберт Говард, Л. Спрэг де Камп - В зале мертвецов

Вот сколько лично вы знаете языков, и на скольких из них можете «красиво писать»? А это только начало его истории.

Два:

«Король Аквилонии молчал, но перед глазами его мгновенно появился образ — спокойное, нечеловечески красивое лицо. И вновь его посетило непонятное предчувствие, что лицо это он уже где-то видел, точно так же, как и звук слова «Ахерон», затрагивающий струны неясных воспоминаний.

Ахерон... — повторил он. — Ксалтотун из Ахерона... Но ты шутишь? Ахерон — это легенда, которой уже много сотен лет, и ничего более. Я вообще часто думал, что это простая фантазия...»

Роберт Говард - Час Дракона

Тут Конан демонстрирует отличную память и знание легенд, чуть ранее-

«Многолетние преследования дали прихожанам Асуры богатейший опыт по части конспирации, благодаря чему они научились надежно скрываться, сохраняя веру и остатки литургии во тьме темниц. И таинственность эта порождала еще более чудовищные и страшные слухи и домыслы.

Но в короле Конане жил его изначальный дух варварства. Он отменил преследования культа Асуры, запретив это делать тем, кто опирался на подобные надуманные доводы, которые были не чем иным, как проявлением старой неприязни.

«Если они занимаются черной магией, — говорил он, — то почему же тогда позволяют себя изгонять? А если нет, то за что держать на них зло? И нет тогда зла и в них! Черт возьми! Пускай люди чтут тех богов, до которых у них есть охота!»»

Роберт Говард - Час Дракона

Несколько несвойственная для умственно отсталого дикаря проницательность. А еще ранее- успешно служил следопытом на Черной реке и осваивал ремесло вора в Ареджуне и Шадизаре. Опять-таки малеха многовато навыков для тупицы. Да и то, что он дважды (хоть и не без посторонней помощи) смог вернуть себе трон, а верными ему оставались весьма разумные и влиятельные люди королевства, говорит о несостоятельности мифа.

Мифы менее существенные и менее популярные:

Миф 3: Конан накачался, работая на колесе в рабстве.

Без комментариев, опять идем смотреть первоисточники:

«Но ты говорил о Венариуме со знанием дела — ты что, был там?

Был, — проворчал воин. — Был одним из тех, кто первым взобрался на стены. Я еще пятнадцатого снега не увидел, а имя мое звучало на советах стариков.

Бальт отшатнулся от него и смотрел в изумлении. Рядом с ним спокойно шел один из тех самых визжащих кровожадных дьяволов, что в давние дни падали со стен Венариума, чтобы залить его потоками крови…

Так ты варвар… — вырвалось у Бальта.

Великан не обиделся и кивнул.

Меня называют Конан-киммериец.»

Роберт Говард - За Черной рекой

Вы точно-точно уверенны, что задохлик-дрищ мог подняться первым на стены осаждаемой крепости и при этом выжить? При том, что поднимавшиеся первыми были фактически смертники- им доставались все усилия защитников по обороне стены. И да, он уже тогда сражался при помощи двуручного меча- а это весьма тяжелое, выматывающее оружие.

Миф 4: Фактически продолжения мифа 2- безграмотность Конана.

Конан за все время странствий побывал: пиратом, вором в Шадизаре, предводителем казаков(!) , следопытом на Черной реке, и много кем еще- и под финал- правителем Аквилонии. Вполне логично, что при этом он как минимум сносно разговаривал на используемых в тех местах языках- и мало того, имеет огромный объем знаний, касающийся географии, обычаев и законов многих стран (многие из них были получены лично).

Впрочем, обратимся к тому же первоисточнику:

«Все вместе составляло семиконечную звезду. Место между линиями было покрыто какими-то символами, которые Конан не смог узнать. Он мог читать по-заморийски и красиво писать, поверхностно знал гирканский и коринфский, но эти знаки были ему незнакомы.»

Роберт Говард, Л. Спрэг де Камп - В зале мертвецов

И это- всего лишь после Шадизара.

Собственно, тоже многовато для безграмотного. Хотя этот миф имеет некоторое основание: Конан долгое время умел читать, но не писать (потом подтянулся). А вообще, судя по географии приключений, способности к языкам там были феноменальнейшие.

Миф 5: Конан сражался только двуручником (в запущенном случае- одним и тем же).

Таки да, в силу физической крепости конан предпочитал двуручное оружие, однако сражаться он мог практически всем- в том числе и тем, что только что выпало из рук мертвого врага. Кроме этого, он очень неплохо обращался с… кинжалами. Воровское прошлое? Кроме этого, во взрослом уже возрасте пристрастился к луку.

«Вдруг раздалось глухое "тумп!" — воины притащили откуда-то деревянный брус и, пользуясь им как тараном, пытались взломать дверь.

Цельтесь в людей у тарана! — рявкнул Конан, натягивая лук — самый тугой, какой сумел отыскать.»

Роберт Говард, Л. Спрэг де Камп - Кинжалы Джезма

Миф 6: Конан ненавидел магов и всегда их убивал при встрече.

Почти правда. Проблема только в том, что в мире Конана тех магов, которые бы использовали свои умения для чего-то, кроме стремления к власти над всем миром, крайне мало. Однако он сработался с Пелиасом чернокнижником, хоть и умения того вызывали у Конана отвращение.

На этом я закончу разбор мифов о самом известном варваре в фентези. Надеюсь, было интересно. Оставайтесь с нами и ожидайте новых публикаций.