Найти в Дзене
OlegYD

Церковь Бориса и Глеба в Волохово

Село Волохово, Борисоглебское, а по древним актам XVII - XVIII вв. Алешкино тожь (по материалам Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии).

Темное и весьма шаткое предание повествует о существовании этого села в начале XVII в.

Рассказывают, что рядом с селом был монастырь, разоренный нашествием поляков, коими и крест храмозданный сожжен в протекающей близ села речке Горел-Крест, отчего она и получила свое название.

-2

В 1609 году поляки были разбиты князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским на поле села Каринское в 6-ти верстах от Волохова.

Существовавшее сельцо Борисоглебское запустело и только к концу XVII в. заселилось вновь. В нем тогда были - 1 двор помещиков да 8 дворов крестьянских.

Достоверное же существование церкви в селе Волохово начинается с 1699 г., в этом году построена была здесь деревянный храм, и в следующем освящен в честь св. мучеников Бориса и Глеба.

К церкви был определен священник, дьячек (низший чин церковнослужителей, помогал священнику при служении) и просвирница (пекарша).

В церкви были пристроены приделы - правый во имя св. Алексия, митрополита; левый во имя св. великомученицы Варвары и в них на престолах антимнисы (прямоугольная ткань из шелка или льна с вшитыми мощами какого-либо святого) освящены в 1782 г.

В 1805 г. помещик Баскаков в поданном епископу Владимирскому и Суздальскому прошении представил, что владения его в селе Волохове церковь с двумя приделами деревянная требует внутренних и наружных поправок. Прихожане единодушно желают соорудить храм каменный к чему и материалы заготовлять намерены.

Просимое разрешение было дано и в 1815 г. тщением помещиков Баскаковых окончен был постройкою о освящен новый каменный храм.

-3

Существовавшая до того времени деревянная церковь была упразднена, иконостас с царскими вратами, местные иконы и церковная утварь перенесены и размещены в каменной церкви. На месте престолов деревянной церкви поставлены кирпичные столбы в ограде каменного храма, а место третьего занято крыльцом правого входа каменной церкви.

Каменный храм по наружному виду крестообразный, однонефный, бесстолпный. Каменная колокольня соединена с церковью и устроена над папертью.

Причта по штату положено священник и псаломщик (“методист”, определяющей ход и порядок службы). На содержание получается до 1100 р в год, включая хлебный сбор и братский кружечный доход.

С 1892 г. открыта церковно-приходская школа, учащихся - 16 человек.

Прихожан за 1885 год числилось 346 муж. и 427 ж. пола душ, кои занимались хлебопашеством и возкой дров.

Прихожане все Великорусского племени, искони туземные жители, к храму усердны, ревнуя его благолепии, раскольников в приходе нет.

Со всех сторон храма устроено кладбище. Могилы недавние и заброшенные не позволяют сделать хороших фотографий, а тревожить покой праздным желанием поймать хороший ракурс не хочется.

С Северной и Южной сторон входы в среднюю часть храма украшены портиками с четырмя колоннами.

-4

Ротонда над средней частью увенчана полукруглым куполом с одним крестом.

-5

Подклет достаточно массивный, поэтому и ступеней на паперти несколько.

Колокольня, скорее всего, была разрушена и недавно восстановлена. Создается ощущение, что она немного отодвинута от средней части храма и даже от притвора.

-6

На южной стороне храма ценностию и превосходством отделки отличается памятник над телом покойного помещика сельца Копцева с деревнями Сергея Петровича Стромилова. Этот надгробный памятник чугунный, в романском стиле под бронзу, в виде часовни.

-7

Рядом возведена часовня Николаю Семеновичу Стромилову, историку, краеведу, издавшем много научно-исторических трудов об Александровской земле.

Добраться до церкви Бориса и Глеба можно свернув по указателю “Волохово” с Двориковского Шоссе (трасса Р75).

-8

Но, традиционно, прохват на квадроциклах по полям, лесам и местным грунтовкам добавляет романтики в познавательное путешествие.

-9
-10
-11