Оглавление
- На чем построить «новую китайскую Идею»? Далеко ходить не надо – в истории страны хватало великих мыслителей. А самый великий, конечно, Конфуций. Большинство исследователей, занимающихся изучением идейных истоков маоизма, занимающихся исследованием идейных истоков маоизма, считает, что конфуцианство оказало на маоизм значительное влияние. Ставя своей главной целью обеспечение интересов правящей верхушки китайского общества путем создания стабильных порядков в семье, государстве и во всем мире, конфуцианство стремилось и регламентировать отношения внутри китайского общества, т. е. среди ханьцев, и отношения с другими обществами и народами, сосредоточивая внимание на моральных и политических проблемах и игнорируя отношения экономические. Основная идея, пронизывающая конфуцианское учение об отношениях как внутри китайского общества, так и между китайскими и некитайскими обществами, заключалась в обязательном, беспрекословном подчинении младших старшим, нижестоящих вышестоящим, некитайцев к китайцам. Это значит, что основной предпосылкой его подхода к отношениям в обществе было социальное, политическое и этническое неравенство. Повиновение нижестоящих конфуцианство обеспечивало прежде всего жесткой системой этических норм, регламентировавших поведение человека в течение всей его жизни, и только во вторую очередь – нормами права, наказаниями. В связи с этим особенно подчеркивалась важность правильного, т. е. конфуцианского воспитания.
- Таким образом – конфуцианство – это антидемократическая идеология, фактически исключающая равенство в отношениях между людьми и народами и какую-либо свободу в поведении человека. Свое основное воздействие конфуцианство оказало на характер моральных и политических отношений в китайском обществе, на поведение людей и их отношение к действительности, на методы воспитания и, наконец, на характер отношения ханьцев с другими народами.
- Конфуцианство рассматривало государство как одну большую семью, а власть императора, как продолжение власти отца, которому все дети должны беспрекословно подчиняться. Вследствие этого политическая идеология конфуцианства имела этическую форму, а конфуцианская мораль приобрела политическое содержание. Учение конфуцианства об обществе строилось на теории «трех начал и пяти постоянных принципов» (сан ган у чан), которая увековечивала неравенство и подчинение в обществе. Конфуцианство считало, что политическая власть должна быть не для народа, а над народом.