Найти в Дзене

Легендарный «Заводской музей» Ижевского автозавода - жемчужина Удмуртии

Заводской музей легендарного Ижевского завода увидел свет в 1983 году. Сначала это была лишь небольшая выставка в одном из коридоров инженерного корпуса. Ее инициатором был главный конструктор Ижевского завода Николай Слесаренко. Какие машины выпускались Производство на ИжАвто активно развернулось в 70-е. Все линии сборочные линии были импортными – «Рено», «Эрфурт», «Спирц», «Блисс», «Клиринг» и других европейских автогиганты. С 1965 по 2009 годы с конвейеров ИжАвто сошло 11 моделей отечественных авто. Кроме этого разрабатывались прототипы, которые так и не встали на потоковое производство. Серийные автомобили Первой машиной Ижевского автозавода, собранной из деталей с Московского АЗЛК, был «Москвич-408» (заводской № 021) с характерной эмблемой Юпитера. В период с 1966 до 1968 года было изготовлено 4196 шт. В 1967 году одновременно с МЗМА (Московский Завод малолитражных Автомобилей) был запущен легендарный 412-й Москвич. На заводе собирался также экспортный вариант специально для Фи
Оглавление

Заводской музей легендарного Ижевского завода увидел свет в 1983 году. Сначала это была лишь небольшая выставка в одном из коридоров инженерного корпуса. Ее инициатором был главный конструктор Ижевского завода Николай Слесаренко.

сборка автомобилей на знаменитом Ижевском...
сборка автомобилей на знаменитом Ижевском...

Какие машины выпускались

Производство на ИжАвто активно развернулось в 70-е. Все линии сборочные линии были импортными – «Рено», «Эрфурт», «Спирц», «Блисс», «Клиринг» и других европейских автогиганты. С 1965 по 2009 годы с конвейеров ИжАвто сошло 11 моделей отечественных авто. Кроме этого разрабатывались прототипы, которые так и не встали на потоковое производство.

Серийные автомобили

Первой машиной Ижевского автозавода, собранной из деталей с Московского АЗЛК, был «Москвич-408» (заводской № 021) с характерной эмблемой Юпитера. В период с 1966 до 1968 года было изготовлено 4196 шт. В 1967 году одновременно с МЗМА (Московский Завод малолитражных Автомобилей) был запущен легендарный 412-й Москвич.

На заводе собирался также экспортный вариант специально для Финляндии - это Иж-27151-01-013 с удлиненной грузовой платформой. Он выпускался с 1974 по 1997 годы. Всего изготовлено 135 047 пикапов Иж-2715 всех модификаций.

знаменитый Иж-27151-01-013 с удлиненной грузовой платформой
знаменитый Иж-27151-01-013 с удлиненной грузовой платформой

В 60-70-е XX века Ижевские конструкторы не переставали работать над своими собственными моделями. Так, в 1972 году на базе 412-го появился небезызвестный «каблучок» – относительно небольшой грузопассажирский фургон Иж-27156. С 1987 по 2001 года было произведено 21 508 таких машин.

Год спустя тоже на базе 412-го стартует выпуск первого советского автомобиля с пятидверным кузовом. Знаменитый хэтчбек 21251 был поздней модификацией Иж-«Комби». За 1973–1997 годы было изготовлено 414 187 авто.

модификация Иж-«Комби»
модификация Иж-«Комби»

Редкий на сегодня пикап Иж-27171, поскольку выпуск его оказался невелик. С 1995 до 2005 год было произведено всего 3695 машин.

пикап Иж-27171
пикап Иж-27171

Также выпускались автомобили узкого направления, например, фургон Иж-2717. С 1997 по 2005 годы было собрано 73 440 автомобилей.

фургон Иж-2717
фургон Иж-2717

Ранний серийный Иж-2126 (заводской № 002) производители Ижей хотели назвать космической «Орбитой». Но по стечению обстоятельств эта торговая марка уже использовалось советскими радиоэлектронными заводами.

Соответственно Иж так и не смог оформить это название на себя. С 1990 по 2005 г. успели собрать 141 508 серийных Иж-2126.

серийный Иж-2126
серийный Иж-2126

Прототипы

Непревзойденный Иж-13 с передним приводом – первый в Советском Союзе. Только в Ижевске такие машины раньше всех в СССР проходили испытания.

Иж-13
Иж-13

Иж-13 «Старт» с кузовом хэтчбек – фантастическая попытка ижевцев заглянуть «вперед в будущее». Они по-настоящему предвосхитили формы и размеры современных автомобилей. Этот автомобиль тоже сделали полноприводным.

Уникальный последователь своего собрата с индексом 14 – даже внешне очень похож на «Ниву». Опытная модель появилась на два года раньше ВАЗ-2121. Сама идея внедорожника для сельских жителей принадлежала изначально ижевским конструкторам под руководством А.С.Кондрашкина. И снова по стечению роковых обстоятельств машина не увидела свет. Всего в 1972 году было выпущено два автомобиля.

-8

В стиле настоящего авангардизма был выпущен в 1975 году Иж-19 «Старт-комби» – авто работы дизайнера Александра Павловича Зорина. Проект «напугал» руководство и было решено прекратить изыскания в этом направлении.

Иж-19 «Старт-комби»
Иж-19 «Старт-комби»

Музей

Площадь первого выставочного зала была крошечной. Здесь с трудом умещались всего три машины: «Москвич-412», «Иж-Комби» и фургон Иж-2715.

«Москвич-412», «Иж-Комби» и фургон Иж-2715
«Москвич-412», «Иж-Комби» и фургон Иж-2715

В начале 2008 года осуществилась несбыточная мечта многих автолюбителей. На первом этаже инженерного корпуса было выделено и отремонтировано большое помещение для полноценного заводского музея. Здесь были выставлены для всеобщего обозрения самые яркие и знаковые модели автомобилей:

  • Москвич-408;
  • Москвич-412 (тюнингованная модель участвовала в ралли);
  • Иж-2715;
  • Иж-27156 «каблучок»;
  • Иж-21251 «комби»;
  • Иж-13, 14, 19.
выставочный зал...
выставочный зал...

Просторный и вместительный зал с аккуратно расставленными авто до сих пор производит неизгладимое впечатление на всех истинных почитателей Ижевского завода.

выставка Ижевского завода...
выставка Ижевского завода...

В музее находятся и опытные образцы, которые до сих пор у многих вызывают большой интерес. Прототипы – настоящая экзотика, которую можно увидеть только в заводском музее.

В своё время ижевские малолитражки блистали на международных ралли и занимали призовые места. За заводскую команду выступали такие звёзды отечественного ралли как С.К. Брундза и А.Г. Брум, а раллийные машины выпускали на заводе небольшими партиями. В музее представлен «Иж-ралли» образца 1972 г.

«Иж-ралли» образца 1972 г.
«Иж-ралли» образца 1972 г.

К большому сожалению у «Удмуртской жемчужины» до сих пор очень много нерешенных проблем. Далеко не все автомобили, представляющие историческую ценность, правильно хранятся. Многие оригинальные машины до сих пор остаются на территории заводских корпусов.

Мои другие статьи по автомобилям ГАЗ

Если вам было интересно, подписывайтесь!

Дорогие читатели! Если вам интересны подобные статьи, ставьте лайк, и я буду больше публиковать материала по этой теме. Также подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие посты на эту тему.

Картинки взяты из открытых источников: Яндекс.Картинки и Google картинки.