Найти в Дзене
Gazeta.Zen

Нельзя просто подавить силой.

 Угроза министра обороны призвать армию не смогла подавить протесты, вызванные спорными выборами

 Дерзкие протестующие снова наводнили центр Минска в знак того, что даже угрозы использовать армию недостаточно для подавления восстания против авторитарного президента Беларуси Александра Лукашенко.

 Огромная площадь у здания парламента превратилась в море красного и белого, когда протестующие размахивали традиционным белорусским флагом, принятым протестным движением, и скандировали «в отставку!» И «посадите Лукашенко в полицейский фургон!». 150 000 человек и более.

 Позднее вечером, когда протестующие маршировали по городу, вертолет пролетел над частью толпы в сторону рабочей резиденции Лукашенко.

 Кадры, позже опубликованные в канале социальных сетей рядом с пресс-службой Лукашенко, показывают, что президент, одетый во все черное и с винтовкой в ​​руках, наблюдает за протестами изнутри вертолета. «Они убежали, как крысы», - сказал он, как он приказал. пилот подойти ближе.

 Вскоре после приземления в своем рабочем доме он рискнул выйти на улицу, чтобы поздравить кордон ОМОНа, который аплодировал Лукашенко, один из которых сказал: «Мы с вами до конца».

 Протесты продолжаются в течение двух недель с тех пор, как Лукашенко объявил о своей победе на выборах, которые, как многие полагают, были сфальсифицированы против кандидата от объединенной оппозиции Светланы Тихановской, и последующие жестокие репрессии со стороны ОМОНа.

 После огромного митинга в прошлое воскресенье Лукашенко попытался восстановить контроль, обращаясь к тщательно собранным толпам своих сторонников и угрожая протестующим еще большим насилием, изображая их марионетками подлых иностранных покровителей.

 Перед этим воскресным митингом министр обороны Виктор Хренин выпустил видеообращение с угрозами, в котором заявил, что протестующие разрушают мемориалы Второй мировой войны, и подчеркнув использование красно-белого флага протеста в прошлом некоторыми силами нацистского сотрудничества.

Протестующий в Минске несет плакат на обложке Guardian Weekly.
Протестующий в Минске несет плакат на обложке Guardian Weekly.

«Мы не можем спокойно смотреть на то, как люди собираются в эти места проводить митинги, с теми же флагами, под которыми фашисты организовывали убийства белорусов, русских, евреев и других», - сказал Хренин.

 «Мы не можем этого допустить, и я категорически предупреждаю, что если в этих местах нарушится порядок и спокойствие, вы будете иметь дело не с полицией, а с армией».

 В 2 часа дня, назначенного часа протеста, вокруг площади Независимости царила зловещая атмосфера. Прибыло несколько тысяч протестующих, к которым через громкоговорители обратился зловещий голос, в котором говорилось, что их собрание незаконно, и они должны разойтись.

 Власти закрыли центральные станции метро и провели проверки на дорогах в Минске, чтобы снизить количество людей. На многих улицах вокруг площади стояли армейские грузовики, набитые ОМОНом, контуры их щитов выпирали сквозь темно-зеленый брезент. Погода добавляла предчувствия.

Демонстранты разыгрывают спектакль с критикой жестокости полиции.
Демонстранты разыгрывают спектакль с критикой жестокости полиции.

 Но затем начали прибывать колонны людей, и они продолжали прибывать, пока пещеристое пространство площади не заполнилось красно-белыми флагами. Толпа растянулась далеко вниз по широкому проспекту Независимости, который ведет к нему. Приветствия, свист и песнопения заполнили воздух, многие из них лично направлены на Лукашенко.

 Прошедшая неделя показала, что мирного протеста может быть недостаточно, чтобы свергнуть Лукашенко, но, хотя люди продолжают выходить в таком количестве, трудно понять, как с ними можно бороться грубой силой, и с каждым новым протестом авторитарный лидер легитимность еще больше угасает.

 Импортированные из России советники по телевидению и пропаганде утверждают, что протестующие вдохновлены нацистскими идеалами или намерены разрушить страну, но люди, которые смотрят из окон, а не в телевизор, увидят совсем другую картину: пространство улыбающихся лиц, молодых и старых, мирно, но твердо требующих политических перемен.

Пожилой митингующий в Минске.
Пожилой митингующий в Минске.

 После митинга у здания парламента колонны протестующих направились к огромному пространству земли за пределами мемориала Второй мировой войны, где на прошлой неделе проходил большой митинг. Солдаты оцепили мемориал колючей проволокой и баррикадами, и обе стороны стояли в стороне. Тысячи протестующих пронеслись мимо солдат, некоторые из них кричали «позор!», а другие умоляли их присоединиться к протестам.

 Лукашенко посетил в субботу военный полигон в западной Беларуси и предположил, что войска НАТО готовятся к вторжению, повторив, что он привел армию в полную боевую готовность. «Отечество в опасности», - сказал он.

 НАТО выступило с заявлением, отрицающим любое наращивание военной мощи на границе с Беларусью: «Как мы уже ясно дали понять, НАТО не представляет угрозы для Беларуси или любой другой страны и не имеет наращивания военной мощи в регионе. Наша позиция является строго оборонительной», - говорится в сообщении. Оана Лунгеску, пресс-секретарь альянса.

 Лукашенко публично попросил президента России Владимира Путина вмешаться с военной помощью для восстановления порядка. Путин пока воздерживается от прямого вмешательства, но в пятницу он провел заседание совета безопасности, чтобы обсудить события в стране. Смена тона освещение протестов на российском телевидении свидетельствует о том, что Кремль решил пока поддержать Лукашенко.

 Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в воскресенье, что невозможно доказать, что Лукашенко не победил на выборах, и обвинил лидеров оппозиции в желании кровопролития в стране, несмотря на то, что все они неоднократно заявляли, что призывают только к мирному протесту.

 Мария Колесникова, член команды Тихановской, которая осталась в Беларуси, заявила на выходных, что что бы ни случилось с протестами, процессы, которые сейчас происходят, не могут быть обращены вспять.

 

 «Я уверена, что желание белорусов быть услышанными не ослабеет, может быть, оно просто примет разные формы. Но начавшееся народное сопротивление нельзя просто подавить силой», - сказала она.