Правильное место лагеря задает настрой на весь последующий день.
Любуясь нашей высоты пейзажами Чеченских ущелий, с раскиданными на их бортах селениями и банями, окончательно утвердились в мысли задержаться и продолжить путь вверх по Аргунскому ущелью к знаменитому городу мертвых Цой-педе.
Но прежде – к приятному бонусу нашего местоположения – небольшому, но симпатичному водопаду, что по соседству.
Тут даже целая местная рекреационная зона. Хорошо, что сегодня будний день и в этот утренний час свежесть чудесного места вкушали мы одни.
И вновь пыльная дорога Аргуна.
Сразу за Итум-Кале воинская часть с пропускным пунктом.
Как Россиян нас пропускают по паспортам, лишь поинтересовавшись целью визита, записав всех в журнал и предупредив, что мы обязаны покинуть зону до определенного часа.
Интересно, что по этой дороге можно выйти на юг Ингушетии – как раз следующей нашей цели!
Отвлекусь от конкретно этого путешествия и скажу, что прямая дорожка стоит отдельной поездки!
Но доступна только с середины Июня по Октябрь.
Но у нас за спиной осталось одно не завершенное дело, то что у селения Варанды…
Пыльный трясучий грейдер ведет к верховьям Аргуна мимо погранзастав мимо свидетелей былых эпох - руин древних крепостей…
…мимо следов совсем недавних событий.
И вот дорога как бы упирается в крутобокую гору, и, зажатая склоном и рекой, огибает ее. На вершине виднеется боевая башня – приехали.
Склоны на столько круты, что поначалу заставляют поискать более дружелюбный подъем.
Бесполезно – иного пути нет.
Крутыми тропками карабкаемся на вершину.
Увиденное с непривычки повергает в некий шок – множество могил-склепов, наполненных костями.
Хотя если и повергает, то лишь неподготовленных взрослых – детей приходилось удерживать от попыток прикоснуться к останкам.
Кстати даже поверхностно видно, что среди множества костей подозрительно мало черепов – видимо руки тянутся к костям не только у детей.
Склепы в различной степени сохранности – от одних лишь фундаменты виднеются, другие же еще не одну сотню лет похоже простоят.
Башня, идентифицированная нами снизу как боевая, оказалась лишь бетонным новоделом, а рядом сооружается явно фуникулер – похоже один из крупейших Некрополей Кавказа станет скоро туристическим объектом.
Под горой, с противоположной стороны реки располагается погранзастава…
…а по дороге непрестанно ходят соответствующие грузовики.
Дорога, как я уже упоминал, идет в сторону Ингушетии. Но есть здесь и еще одна дорога, немой свидетель недавней войны, - прямо напротив горы в сторону Грузии уходит хороший путь .
Похоже это горная дорогу на хорошо известный Грузинский Шатили . Построена она была в перерыве меж Чеченскими компаниями и по ней происходило снабжение боевиков.... Дорога перекрыта шлагбаумом с соответствующими знаками и, понятно, нами не осмотрена.
Время, отведенное нам, подходит к концу, и пора возвращаться к посту, да завершить крайнее дело в ущелье.
Все той же дорогой возвращаемся в Шатой…
…лишь задержавшись в одном из селений отведать национальной кухни.
Специально присмотрели заведение, нацеленное на местных, а не туристов. Сурова еда горцев, но по-своему вкусная.
Итак, приступаем к реализации, идеи которая давно не давала покоя. Немного поплутав, обошли Шатой и вошли в Большие Варанды. Уточнили у местных – действительно альтернативная Аргунской дорога сохранилась и вполне пригодна для проезда. О чем собственно и говорит знак характерного вида.
Дорога в этой части простая грунтовка, достаточно плавная, без значительных перепадов высот. Со времен прорыва военных ее явно расширили и укатали. В одном месте дорога действительно была подмыта, обвалилась…
…но с натоптанным объездом.
Ночь застигла нас на дороге. Живописных высот поблизости не оказалось – довольствовались краем большой поляны, чем ничуть не были расстроены.