Найти тему

Где написано, что сотрудник организации должен быть вежливым, честным и уважающим клиента (заявителя)?

Оглавление

Вопрос об обязательной вежливости сотрудников различных организаций часто обсуждается на просторах Интернета. Чтобы найти нормы, регулирующие отношения с клиентом, граждане изучают законодательство в сфере общественного поведения, правила организации, корпоративную этику (если она доступна для клиента) и др.

Для многих профессий правила взаимоотношений с клиентом и правила оказания услуг сформулированы в Кодексе профессиональной этики.

Профессионал обязан соблюдать профессиональную этику

В разных сферах человеческой деятельности взаимоотношения стали настолько сложными, что предусмотреть в основном законодательстве все регулирующие нормы становится сложно. Для детализации норм профессионального поведения издаются подзаконные акты, внутренние ведомственные инструкции и Кодекс профессиональной этики.

Для многих профессий соблюдение Кодекса этики является обязательным, например:

Несоблюдение норм профессиональной этики может являться основанием для обращения к вышестоящему руководству нарушителя или в контролирующие органы.

В качестве ответственности за нарушения профессиональной этики могут быть применены дисциплинарные взыскания, вплоть до отстранения от должности или увольнения.

Что содержится в профессиональной этике?

Для каждой профессии составляется свой профессиональный Кодекс, но основная структура предусматривает правила поведения с клиентом, правила принятия решений, правила защиты информации, правила обоюдного соблюдения норм чести и достоинства.

Приведу пример некоторых правил из разных этических Кодексов:

Журналистика

4. Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

Врачебная деятельность

Статья 27
При оказании медицинской помощи врач должен помнить, что его профессия - это не бизнес. При организации лечебно-диагностического процесса, включая лекарственное обеспечение, приоритет для врача - оказание необходимой и качественной медицинской помощи, а не извлечение коммерческой выгоды для себя лично и лечебного учреждения, в котором он работает.
Статья 28
Врач должен уважать честь и достоинство пациента и при лечении учитывать все особенности его личности; побуждать пациента заботиться о состоянии здоровья; относиться с уважением к его личной жизни и праву на конфиденциальность.

Адвокатура

Статья 10
1. Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или требования доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом.
2. Адвокат не вправе давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения.

Прокуратура

2.1. В служебной деятельности прокурорский работник:
2.1.1. Исходит из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности.

Органы внутренних дел

5. При осуществлении служебной деятельности сотруднику, исходя
из стоящих перед ним задач, следует:
...
5.3. Сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие, в том числе при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации.
5.4. Давать разъяснения правонарушителю о неправомерности
его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно,
со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.
5.5. Воздерживаться от жестких действий и резких высказываний
по отношению к правонарушителю в присутствии детей, женщин, людей преклонного возраста.

Из приведённых выше цитат следует, что правила профессиональной этики базируются на нормах законодательства, расширяя их и конкретизируя в конкретной профессии.

Зачём нужно знать правила профессиональной этики гражданину (клиенту)?

Чем сложнее правовые взаимоотношения, тем больше принято регулируемых норм.

Для соблюдения всех профессиональных правил требуется двустороннее понимание особенностей оказания помощи и услуг.

Важно, чтобы в правоотношениях все стороны совершали адекватные и полезные действия. Каждой стороне отношений нужно знать в каких случаях могут произойти нарушения профессионально-этических норм и совместно не допускать эти нарушения.

Потребитель услуг или гражданин обратившийся за правовой помощью и защитой обязан приложить максимальные усилия для изучения своих прав и обязанностей в таких отношениях.

Зная обязанности представителей организаций, гражданин может вовремя и грамотно сформулировать свои возражения в случае возникновения нарушений профессиональной этики.

Другие интересные статьи этого канала:

  • Как подготовиться к консультации юриста?

23 августа 2020 года.

Автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.

Сохраните адрес этой статьи в своих закладках браузера, как полезную информацию.
Участвуйте в обсуждении, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).