На днях исполнилось 100 лет одному из величайших фантастов Рею Брэдбери. В детстве у меня была толстая красная книга, сборник его рассказов и романов "О скитаниях вечных и о земле", которую перечитывали бесконечное количество раз. Особенно "Марсианские хроники". Тем интереснее она была, что время действия романа приближалось и казалось вот-вот наши ракеты достигнут Марса, и до 2000 года первый человек высадится на красной планете. Потом СССР отправили автоматические аппараты "Фобос-1" и "Фобос-2", активно освещали данное событие в прессе и не только. Выпустили марки и даже черный пористый шоколад с серебряным изображением станции на темной обёртке. Но миссия провалилась. Затем было объявлено, что советские космонавты высадятся на Марсе в 2017 году (как обычно у нас любили приурочить к какой либо дате). А дальше СССР развалился, наступили 90-е космическая гонка и её романтика, казалось умерла, пока американцы не отправили свой первый марсоход в 2003 (наши тоже что-то пытались отправить, я даже помню плакат "Первые на Марсе", но корабль сгорел во время старта).
Было очень грустно наблюдать как разрушается романтика, зёрна которой посеяли рассказы Бредбери, я по детской наивности думал, что всё что пишут фантасты обязательно вот-вот появится (ведь многое сбывалось же), но день за днём, год за годом исчезали надежды и фантазии. Я знал, что на Марсе нет каналов, которые оказались оптической иллюзией, я знал, что нет жидкой воды, и там довольно суровые зимы, и почти нет кислорода. Конечно я не мог знать, что часть рассказов "Хроник" это футуризованный пересказ американских сказаний и легенд времен колонизации запада, но очень хотелось верить в то, что "и на Марсе будут яблони цвести", потекут реки, появятся каналы, и возможно марсиане.
Всё это лирическое отступление от того о чём я хотел рассказать, а именно о кино, которое сняли по "Марсианским хроникам" в СССР. В разгар "Перестройки и гласности", у нас начали создавать очень интересные произведения. Художники чуть приподняли головы, что не стало цензуры и обязательной идеологической подводки стали осторожно и ещё с оглядкой творить. В прайм-тайм по телевидению показывали ретроспективы Тарковского, Абуладзе, Параджанова и пр. Сняли с полок запрещенные фильмы. Документальное и мультипликационное кино вдруг вообще перешло грань сюрреализма. Вся это масса творческого потенциала, которая копилась за железным занавесом и должна была выйти на новый уровень искусства, но рыночные отношения, запрос на развлечения и легкий жанр уничтожили это всё. Но кое-что успело появится.
Как бы ни был многогранен писатель, но всё же хороших фильмов по его произведениям совсем не много. Его краткость и простота на деле оказываются камнем преткновения, о который споткнулись многие и многие. Особенно потому, что автора любят и знают, а передать оригинальный стиль и послевкусие рассказов почти не возможно. Потому что они удивительным образом сочетают и красоту и трагичность, и надежду с безысходностью, видимо за это его и любят в нашей стране. Как когда-то было сказано: "Знание умножает печаль", поэтому наше кино даже по самым романтическим произведениям Брэдбери, это некий сгусток грусти и отчаяния. Вспомните мультфильм "Будет ласковый дождь". Разрушенный ядерной войной мир и машина, которая продолжает работать и работать и всё на фоне красивейшего стихотворения Сары Тисдэйл (кстати к этой главе есть отсылка в игре "Fallout 3").
Самая легкая история по Марсианским хроникам это "Четвертая планета", Дмитрия Астрахана, но тут остались только предлагаемые обстоятельства. Возвращения в прошлое, в свои мечты и детство, но если в рассказе это ловушка для пришельцев, то здесь ловушка прошлого в которое многие хотят вернутся. И снята эта история очень легко и весело и не мудрено, да и к тому моменту "чернуха", уже переполнила всевозможные чаши терпения в России.
И ещё один фильм, малоизвестный "Тринадцатый апостол", 1988 года. Да, на Кинопоиске, всего 4,9 балла. Когда я его решил посмотреть (я пропустил его прокат в кинотеатрах) у меня было предубеждение перед тем, что увижу, я чувсивовал, что это будет скучно и серо, в СССР в те года со спецэффктами стало совсем грустно, а качество киноплёнки было ужасное. Костюмы были часто странные и делались из того что было. Да, это не зрелищное кино, оно медленное и во многом можно согласится с критикой его, но надо понимать, что прошло тридцать с лишним лет, а когда его снимали даже понятия арт-хауса не было. Но это авторское кино и режиссёр образами Брэдбери хотел донести свои мысли, рассуждения, как это и делается в настоящем искусстве. Когда произведение создается (даже если и по мотивам чего-либо), а не копируется, не построчная экранизация. "Тринадцатый апостол" сначала меня возмутил, всё же я хотел получить то удовольствие, которое было от чтения романа, но потом шаг за шагом я погрузился в этот новый сумеречный мир. Это такое скромное наследие Тарковского, который полностью переделал "Солярис" и "Пикник на обочине" и создал нечто чем восхищаются поколения зрителей. Конечно тут не хватает гения великого мастера, но на мой взгляд очень складно сложили рассказы хроник в свою историю и после просмотра остается ощущение нового рассказа Рэя Брэдбери, но это моё личное мнение.
P.S. Уже во взрослом возрасте я познакомился с марсианскими романами Филипа Дика, и понял, что в колонизации других планет скорее всего будет его суровая правда.