Я, как и любой другой человек, терпеливо жду выходных и любого другого простительного случая, чтобы наедаться некоторыми из деликатесов быстрого приготовления, которые может предложить этот мир, обычно жареными и залитыми сыром. Благодаря не только чрезмерно снисходительным людям вроде меня, но и некоторым по-настоящему предпринимательскому духу, работающему над американской мечтой, существует несколько сетей быстрого питания, которые за последние два десятилетия выросли в геометрической прогрессии.
Так что, независимо от того, хотите ли вы попробовать «Секретный рецепт полковника», вы все равно наверняка получите удовольствие от его ракетной поездки к славе вместе с другими известными аналогами из фастфуда.
1. Pizza Hut
Эта теперь уже ставшая культовой франшиза пиццерий начала свою историю в 1958 году, когда братья Карни, Дэн и Фрэнк, близко к сердцу приняли предложение друга открыть пиццерию. В то время пицца не была популярной едой, а сегодня пиццерии были еще реже. Братья решили, что это будет успех, заняли немного денег у своей матери, чтобы купить подержанное оборудование для приготовления пиццы, и открыли первую пиццерию в Уичито, штат Канзас, их родном городе.
Забавно и с некоторой предрасположенностью к предпринимательству, они даже раздали пиццу бесплатно в ночь открытия, чтобы привлечь больше бизнеса позже. И все, что они делали, сработало, потому что всего через год они открыли свою первую франшизу в Топике, штат Канзас.
В течение следующих нескольких лет сеть начала приобретать значительную популярность, и к 1966 году по всей стране было открыто 145 филиалов, координирующих свою деятельность, конечно, со штаб-квартирой в Уичито. В 1970-е годы бизнес Pizza Hut действительно процветал.
Когда компания стала публичной, она начала почти бесконтрольно расти до такой степени, что братья Карни поняли, что им необходимо углубиться в правильное планирование и управление бизнесом. В течение следующих нескольких лет они расширили свою деятельность на Германию и Австралию и к 1971 году стали крупнейшей в мире сетью пиццерий с более чем 1.000 открытыми точками.
К 1976 году у них было 2.000 торговых точек, а также было куплено 3 других ресторанных предприятия. Именно эта деловая хватка привела к слиянию Pizza Hut и PepsiCo, что увеличило международный охват сети пиццерий.
Несмотря на рост числа конкурентов и значительное снижение прибыли в течение следующих двух десятилетий, бизнес сейчас оценивается примерно в 30 миллиардов долларов и насчитывает более 18 000 торговых точек по всему миру.
2. Макдональдс
Вот одна суперфраншиза, известная во всем мире революцией в индустрии быстрого питания. То, что в один прекрасный день станет корпорацией McDonald's, одной из крупнейших растущих сетей быстрого питания в мире, началось очень просто в 1948 году с единственного ресторана в Сан-Бернардино, Калифорния, основанного братьями Макдональдами, Маком (Морис) и Ричардом.
Их коктейли и гамбургеры стали фаворитами благодаря быстрому и постоянному обслуживанию. Расширение бизнеса произошло, когда Рэю Кроку, продавцу, у которого они покупали бытовую технику для своего ресторана, стало любопытно узнать, как это маленькое заведение по продаже бургеров могло продавать свою еду по более низкой цене, чем все действующие конкуренты, но все же получать доход.
Братья Макдональдс поняли, что прилавок с самообслуживанием сокращает любые дополнительные расходы, которые были бы потрачены на серверы. Кроме того, если заранее приготовить гамбургеры и держать их в тепле с помощью тепловых ламп, можно будет обслужить больше клиентов за более короткое время. Такое умное мышление побудило Крока открыть самую первую франшизу McDonald's в 1955 году в Дес-Плейнсе, штат Иллинойс. который до сегодняшнего дня остается штаб-квартирой компании. Он одновременно с братьями открыл корпорацию McDonald's.
В 1961 году он приобрел все доли Мака и Дика в компании, а к 1965 году начал публичную торговлю акциями компании, расширив бизнес до почти 1000 торговых точек. С этого момента Рональд Макдональд, вымышленный клоун в великолепных полосах, стал легко узнаваемым лицом компании, и логотип M также стал таким же, если не более знаковым.
Понимая, что внимание общественности было обращено на них, McDonald's в течение следующих двух десятилетий продвигался к быстрому расширению как на национальном, так и на международном уровне, начиная с Канады в конце 1960-х годов, а затем перебрался через море. К концу 80-х годов во всем мире было открыто более 10 000 торговых точек, а в начале 21 века это число увеличилось до колоссальных 35 000. При всем этом росте McDonald's Corporation решила попробовать свои силы за пределами индустрии гамбургеров, но эти приобретения были недолговечными.
Учитывая многочисленные опасения, которые были высказаны в связи с отсутствием здоровых вариантов, предлагаемых сетью, владельцы бизнеса отступили от расширения, чтобы сосредоточиться на ребрендинге и оживлении бизнеса. Были предприняты попытки сделать меню более ориентированными на здоровье, хотя эти усилия были в основном неэффективными.
Возможно, наиболее эффективные усилия Корпорации Макдональд были направлены на благотворительность. Компания вносит большой вклад в поддержку многочисленных благотворительных организаций, особенно для детей, больных лейкемией. Чтобы помочь в этих альтруистических усилиях, по всему миру было создано несколько домов Рональда Макдональда для размещения семей пациентов и других благотворительных организаций.
В настоящее время McDonald's имеет более 37 000 филиалов по всему миру и оценивается примерно в 100 миллиардов долларов.
3. Тако Белл
Вот еще один ресторан, который открылся в Сан-Бернардино, Калифорния. Глен Белл открыл самый первый ресторан Taco Bell в 1962 году, хотя это была не первая его попытка войти в ресторанный бизнес. В 1950-х он попробовал свои силы в различных других предприятиях, связанных с пищевыми продуктами, таких как Bell's Drive-in и Taco Tia.
Хотя большинство из них не увенчались успехом, эти первоначальные испытания будут способствовать развитию одной из ведущих мексиканских ресторанных сетей по всему миру. Когда Глен впервые открыл Taco Bell, он обслуживал то, что его клиенты называли «Tay-ko's», но то, что выделяло ресторан Глена, были его тако с твердой оболочкой, новым изобретением в мексиканской индустрии быстрого питания.
Продав свои доли во многих других ресторанах, которыми он владел и управлял, Глен стал единственным владельцем Taco Bell.
Благодаря быстрому расширению бизнеса Taco Bell начал завоевывать хорошую репутацию, и в 1964 году в Торрансе, штат Калифорния, была открыта первая франшиза этого ресторана. Им руководил франчайзи Кермит Бекки, полицейский на пенсии из Лос-Анджелеса.
Три года спустя Taco Bell открыла свой сотый ресторан в Анахайме, Калифорния, отметив его непостижимый рост.
К 1970 году, когда компания стала публичной, на западном побережье США было открыто и полностью функционировало более 300 ресторанов.
Лишь восемь лет спустя Taco Bell перейдет от регионального к национальному. Основным катализатором этого расширения стала покупка PepsiCo почти 900 отделений Taco Bell в 1978 году.
В течение 80-х и 90-х годов с помощью ресурсов PepsiCo Taco Bell запустила серию рекламных кампаний, связанных с запуском фильмов, спортивными мероприятиями и другими публичными темами. В 1995 году, отделившись от PepsiCo, она стала бренд-партнером KFC и одной из дочерних компаний Tricon Global Restaurants, ныне известной как Yum! Бренды.
Популярность этой мексиканской сети продолжала расти, и в 2009 году она заменила McDonald's в качестве официального партнера НБА (национальной баскетбольной ассоциации) в сфере быстрого питания. Его пальцы растянулись и за границу, и в настоящее время существует более 300 заведений в 25 разных странах по всему миру, хотя, имея 7000 ресторанов, открытых дома, США по-прежнему остаются его основным местом работы. Собственный капитал компании сейчас составляет 15 миллиардов долларов.
4. Бургер Кинг
Эта гигантская сеть ресторанов быстрого питания является второй по величине сетью бургеров в Соединенных Штатах и была основана Джеймсом У. МакЛамором и Дэвидом Эдгертоном в Майами в 1954 году. Однако, по слухам, происхождение этой крупной корпорации началось с Бизнес, начатый в 1953 году Китом Крамером и Мэтью Бернсом под названием Insta-Burger King, окончательно не подтвержден.
В любом случае, к 1959 году первые несколько франшиз Burger King были проданы за границу, что сделало сеть национальным брендом. В 1963 году компания совершила свой первый набег на международную территорию, открыв франшизу в Пуэрто-Рико. К сожалению, это не дало Burger King возможности конкурировать с рентабельностью McDonald's, крупнейшей бургерной франшизы в мире.
Понимая, что смена руководства может иметь огромное значение, в 1967 году компания Pillsbury купила Burger King. Затем бывший руководитель McDonald's был назначен для обновления сети Burger King. Хотя Burger King по-прежнему пользовался огромным успехом, желаемое соотношение прибыли все еще не могло быть достигнуто.
Таким образом, после этого компания покупалась и продавалась несколько раз, в том числе ряд частных инвестиционных компаний и частных лиц, бразильского миллиардера, пивной конгломерат Guinness PLC и канадская сеть ресторанов быстрого питания Тим Хортонс.
С 17000 филиалов, принадлежащих Burger King по всей планете, сейчас эта компания оценивается в 3,3 миллиарда долларов.
5. KFC
В отличие от Рональда Макдональда, знаменитый полковник Kentucky Fried Chicken был настоящим живым человеком. Родившийся в 1890 году под именем Харланд Дэвид Сандерс, он вырос на ферме в Индиане со многими братьями и сестрами и своей мамой. Будучи главным смотрителем дома, пока его мама работала, чтобы заработать денег, Сандерс начал готовить в возрасте 7 лет.
Затем он, его братья и сестры были разосланы по разным местам его не очень приятным отчимом, и, обнаружив, что он работает на ферме, он решил бросить школу в 7 классе и продолжить трудовую жизнь. Следующие несколько десятилетий его жизни были заполнены многочисленными случайными заработками, от коммивояжера до оператора парома, которые дали ему навыки, знания и драйв, необходимые для осуществления его мечты.
В 1930 году удача позволила ему приобрести заправочную станцию, где он также начал готовить и подавать классические южные блюда. В конце концов, он покончил с бензоколонкой и поселился в ресторане, где он наконец обнаружил свой рецепт из 11 трав и специй в 1939 году.
Популярность его легендарного цыпленка возросла, и более 10 лет спустя губернатор Кентукки присвоил ему титул «полковника». Вскоре после этого он заключил сделки с многочисленными ресторанами на продажу своей курицы за небольшую плату за штуку. Его слава продолжилась бы, если бы строительство межгосударственного объездного пути через местоположение его ресторана не заставило его продать его в убыток в 1956 году.
Затем, в возрасте 66 лет, он стал полностью зависеть от своего социального страхования. Не имея возможности просто сесть и смириться с поражением, он и его жена отправились в путь со своими фирменными специями, скороварками для жарки и своим старым добрым обаянием и преданностью.
Они разъезжали по стране, от ресторана к ресторану, готовили на месте курицу для Полковника и заключали сделку с любым рестораном, готовым купить курицу. Легенда гласит, что он получил 1009 «нет», прежде чем наконец получил свое первое «да». Это высшая настойчивость.
Вся эта работа окупилась, и в конце концов Полковник заключил сделки с более чем 600 ресторанами. Несмотря на то, что к нему обращались многочисленные люди с просьбой продать права на франшизу, наконец, молодой юрист, Джон И. Браун и Джек С. Мэсси, венчурный капиталист, убедили его продать права в 1965 году.
Контракт был заключен по просьбе полковника, давая ему пожизненную зарплату и, что более важно, гарантию того, что оригинальный рецепт никогда не будет нарушен. Ему предложили акции и возможность договориться о зарплате, от которых он отказался. Но полковник все еще был не готов к полноценной пенсии.
Следующие несколько лет он ежегодно путешествовал по стране, продвигая бренд и посещая различные места, чтобы убедиться, что они поддерживают высокие стандарты, которые он установил. По словам одного из руководителей KFC, «в случае с полковником важны не деньги, а художественный талант».
Когда полковник скончался в 1980 году, он оставил после себя невероятное наследие с более чем 22000 филиалов, защищающих секретный рецепт полковника, и компанию, которая сейчас оценивается почти в 15 миллиардов долларов.