Как мы можем что-то решать о будущем? Кто мы такие, чтобы что-то знать о неизвестном? Как возможно зафиксировать будущее? Будущее – это то, что еще неизвестно. Будущее – это открытая возможность. Но если зафиксировать в будущем пункт назначения, будущее – это больше не будущее, потому что оно больше не открыто. Теперь ты выбрала одну возможность из многих; когда все возможности были открыты, будущее было. Теперь все возможности отброшены; выбрана только одна. Это больше не будущее; это почти прошлое, нечто среднее между прошлым и будущим.
Когда человек что-то решает о пункте назначения, это решает за него его прошлое. Решает его опыт прошлого, решает его знание. Человек таким образом убивает будущее и начинает повторять собственное прошлое, может быть, с некоторыми модификациями, немного измененное здесь и там для большего удобства, комфорта, заново покрашенное, отремонтированное, но это всего лишь прошлое.
Направление – это настоящее, это что-то живое, то, что происходит в этот момент. Оно ничего не знает о будущем, оно ничего не знает о прошлом, но оно бьется, пульсирует здесь и сейчас. И из этого пульсирующего мгновения создается следующее мгновение. Не каким- то решением с твоей стороны, но просто потому, что ты живешь это мгновение, и живешь его так тотально, и любишь это мгновение так всецело, что из этой твоей поглощенности жизнью рождается следующее мгновение. У него будет направление. Это направление не дано тебе, не навязано тебе; оно спонтанно.
Ты не можешь определять направление, ты можешь только жить то мгновение, которое тебе доступно.
Представьте себе, как движется естественный (а не постановочный) танец. Если ты танцуешь, следующее мгновение будет более глубоким танцем. Ты ничего не решаешь, но просто танцуешь в это мгновение. Ты создала направление, ты не манипулируешь им. Следующее мгновение будет более наполненным танцем, и еще более наполненным будет следующее.
Пункт назначения назначается; направление зарабатывается проживанием. Пункт назначения логичен: человек хочет быть врачом, хочет быть инженером, хочет быть ученым или политиком. Человек хочет быть богатым, знаменитым, выйти замуж и родить множество детей – все это точки назначения. Направление? Человек просто живет мгновение в глубоком доверии, он уверен, что жизнь решит. Человек живет мгновение так тотально, что из этой тотальности рождается свежесть. В этой тотальности растворяется прошлое, и будущее принимает форму. Но эта форма не придана тобой, эта форма тобой заработана.
Один #дзенский мастер, Ринзай, умирал, он лежал на смертном одре. Кто-то спросил его: «Мастер, когда тебя не станет, люди будут спрашивать, в чем заключается суть твоего учения. Ты сказал множество вещей, ты говорил о многих вещах – нам трудно будет выразить это в одном предложении. Прежде чем уйти, пожалуйста, сделай это сам, чтобы мы хранили твои слова как сокровище. И каждый раз, когда люди, не знавшие тебя, этого пожелают, мы сможем им дать суть твоего учения».
Умирающий открыл глаза и издал великий дзэнский крик, львиный рык! Все его ученики были потрясены! Они не могли поверить, что у умирающего человека может быть столько энергии, они совершенно этого не ожидали. Этот человек был непредсказуем, он был таким всегда, но даже от этого непредсказуемого человека они никоим образом не ожидали, что, умирая, в это последнее мгновение он издаст такой львиный рык. И когда они пришли в шок, конечно, их умы остановились, они были удивлены, ошарашены, Ринзай сказал:
– Вот оно! – закрыл глаза и умер.
Вот оно… – это мгновение, это каждое мгновение жизни, это мгновение, не омраченное мыслью, это то молчание, которое всегда окружает удивление, этот последний львиный рык перед смертью…
Да, направление жизни приходит из проживания этого мгновения, и мы не можем его организовывать или планировать. Оно случается с кем-то больше, с кем-то меньше, оно очень тонко, и, наверное, мы никогда не будем в нем уверены, но мы можем его почувствовать, а это самое главное. Счастье больше похоже на поэзию, чем на прозу; оно – больше любовь, чем логика; больше искусство, чем наука. И в этом его красота – колеблющаяся, как колеблется капля росы на листке, соскальзывающая, не зная куда, не зная почему, просто скользя по листу травы на утреннем солнце… Направление очень тонко, деликатно, хрупко. Пункт назначения принадлежит эго; направление принадлежит жизни, существу.
Чтобы двигаться в мире направления, человеку требуется безмерное доверие ко всему миру, потому что человек движется в незащищенности, в темноте, он – как слепой котенок или как маленький ребенок, который всем доверяет. Но темнота приносит свой собственный трепет: без всякой карты, без всякого проводника мы движемся в неизвестное. Каждый шаг– это открытие, и открытие не только во внешнем мире. Одновременно нечто открывается и в нас. Любой первооткрыватель ведь на самом деле открывает не только вещи. По мере того, как он открывает больше и больше неизвестных миров, он продолжает открывать также и себя, это происходит абсолютно одновременно. Каждое открытие – это и внутреннее открытие. Чем больше ты узнаешь, тем больше узнаешь о знающем. Чем больше ты любишь, тем больше знаешь о любящем.
Для пути к счастью карты не нужно; нужны великая страсть, великое желание открывать. Если это желание есть, тогда вы можете идти дальше самостоятельно. Двигайтесь в безбрежное, в бесконечное и мало-помалу научитесь ему доверять. Отдайте себя в руки жизни. Человек, который доверяет, который трепещет от волнения даже на пороге смерти, – он может издать львиный рык, как тот #дзенский Мастер. Даже умирая – потому что он знает, что ничто не умирает, – в само мгновение смерти он может сказать: «Вот оно!» Потому что каждое мгновение… вот оно. Это может быть жизнь, это может быть смерть; это может быть успех, это может быть поражение; это может быть счастье, это может быть несчастье. В каждое мгновение… вот оно.
Только если вы научитесь ощущать мир каждое мгновение, вы сможете раскрыть в себе интуицию, которая поможет вам не искать и принимать правильные и/или неправильные решения, а просто чувствовать, где и что нужно в это мгновение. И быть счастливыми.