Найти тему
Tatyana Kitsya

Зубастая комедия от режиссера Ва-Банк, Дежавю и Новых амазонок

Кадр из фильма Колыбельная. Семейка Макаревичей  - пан Михал Макаревич (Роберт Венцкевич), его супруга Божен (Малгожата Бучковская) по центру - почтенный патриарх семьи - дедусь Макаревич (Януш Хабьор)
Кадр из фильма Колыбельная. Семейка Макаревичей - пан Михал Макаревич (Роберт Венцкевич), его супруга Божен (Малгожата Бучковская) по центру - почтенный патриарх семьи - дедусь Макаревич (Януш Хабьор)

Вряд ли польский режиссер Юлиуш Махульский нуждается в представлении российским зрителям. В средине восьмидесятых прошлого века его комедии Ва-Банк, Новые амазонки, Дежавю могли соперничать по популярности с фильмами самого Гайдая! Жаль, что комедии, которые Махульский продолжает снимать известны гораздо меньше. Поэтому обращу внимание любителей польского кино и саркастического юмора на комедию Колыбельная, 2010 года.

История вертится вокруг семейства Макаревичей пробравшихся на жительство сперва в польскую глубинку, но к финалу совершивших релокацию аж-но в президентский дворец! Но обо всем по порядку.

Кадр из фильм Колыбельная - многодетное семейство Макаревичей в сборе, им есть что скрывать!
Кадр из фильм Колыбельная - многодетное семейство Макаревичей в сборе, им есть что скрывать!

Фильм этот часто представляют как эдакий омаж польского режиссера Семейке Адамс и кинематографической субкультуре "семейств со странностями" сложившейся вокруг этого канонического сериала. Кадры из некоторых проектов этой субкультуры - в подборке ниже.

Но все не так уж просто - ведь у семейки Макаревичей есть "один маленький, но довольно большой" (С) секрет:) Они вегетарианцы.

Ага. Помните еще одно вегетарианское семейство из саги Сумерки?

С фильмами Махульского вообще не бывает просто - он слишком язвителен и саркастичен, чтобы удержаться от сатирических обобщений. Если герои фильма Ва-Банк часто и густо поминали "великую, свободную Польшу от моря до моря", но при этом незадачливый начальник тюрьмы выглядел карикатурой на Пилсудского, то в Колыбельной объектом исследования стал "социально ответственный капитализм с польской спецификой". Человеческое лицо этого капитализма больше похоже на гримасу боли. Дешевая сувенирка из Китая вытесняет с рынка изделия польских народных промыслов, которыми зарабатывают Макаревичи, германский инвестор положил глаз на их мызу - участок и домишко, чтобы получить пособие на детишек многодетной матери приходится держать в заложниках социального работника, а почтенному ветерану никак, ну никак не получить льготные зубные протезы. Старичку приходится пользоваться капельницей, чтобы не пригномиться с голодухи...

Дед Макаревич еще ого-го и готов дать бой фрицам!  Жаль, что немецкий инвестор об этом не знал заранее...  Да, не обошлось без пародии на своетско-польские агитки типа Зигмунда Колосовского, 1946 года.
Дед Макаревич еще ого-го и готов дать бой фрицам! Жаль, что немецкий инвестор об этом не знал заранее... Да, не обошлось без пародии на своетско-польские агитки типа Зигмунда Колосовского, 1946 года.

Тянет почти что на социальную драму! Или даже на полноценный трендовый нуар в духе Болота или Изморози. Тайная жизнь Макаревичей неизбежно угодила в поле зрения полиции. Местечковые комиссары бороздят пасторальные пейзажи, руины и болта на стареньких разобранных машинах в лучших традициях темного жанра.

Без макета и здесь не обошлось! На нем так удобно отмечать фигурками пропавших без вести - сделать больше у полицейских все равно не выходит, каждый день они теряют лучших. Правда потом находят обратно... Почему? Пока секрет.
Без макета и здесь не обошлось! На нем так удобно отмечать фигурками пропавших без вести - сделать больше у полицейских все равно не выходит, каждый день они теряют лучших. Правда потом находят обратно... Почему? Пока секрет.

Но Махульский не был бы Махульским, если бы не затронул главного столпа новой Польши - католицизма. Увы, святые отцы здесь не в состоянии помощь даже самим себе, в итоге оказываются... Нет! Некоторые секреты должны сохранится исключительно для зрителей.

Обилие и многослойность смыслов не мешает Колыбельной быть в первую очередь очень и очень смешным фильмом!

Этим он выгодно отличается от близкой по жанру российской комедии "Парень с нашего кладбища" 2015, которая рассказывает скорее романтическую историю, или новенького, но совсем уж беззубого и простенького британского сериала "Призраки", 2019 г..

Всем отличного просмотра!

Лайкайте и подписывайтесь - добавьте юмора и готики в Ваши ленты!

-6