Это случилось 1 января 1918 года. Ленин выступал перед красногвардейцами В Петрограде в здании Михайловского манежа. После выступления Ленин возвращался домой со своей сестрой Марией Ильиничной и гражданином Швейцарии Ф. Платтеном. Пересекая Фонтанку, водитель вовремя заметил подозрительную группу мужчин, которые что-то прятали под полами своих шинелей.Когда автомобиль поравнялся с ними, раздались выстрелы сразу из нескольких револьверов. За пол секунды до этого водитель резко вывернул руль в их сторону, сбив нескольких из них с ног. И успел крикнуть:
- Ложись!
Ленин, опытный революционер, среагировал мгновенно, успев толкнуть сестру. В результате никто серьезно не пострадал. Ранен был только Платтен, который толком не понял, что произошло. В общей сложности в автомобиль попало десять пуль. Они пробили лобовое стекло и кузов. Стрелявших схватили.
Началось следствие, которое вела особая комиссия ВЧК, созданная декретом Советской власти от 20.12.1917 года. Довольно быстро были установлены личности нападавших. Ими оказались бывшие белогвардейские офицеры Ворошинов, Некрасов, Ушаков, Зенкевич, Мартьянов. Дело было крайне серьезным. Молодое Советское государство находилось в сложном положении. Немцы захватили Псков. Петроград к тому времени уже находился на военном положении. Перспективы у этой пятерки были самые мрачные. Их группа совершила покушение на главу правительства. К тому же был ранен гражданин Швейцарии. И тем не менее, с вопросом о высшей мере не спешили. Белый террор только начинал разворачиваться.
Ситуация на границах накалялась. Ленин пишет свое знаменитое воззвание "Социалистическое отечество в опасности!"
Дело о покушении отошло на второстепенный план. Неожиданно на имя Ленина поступило письмо. Оно пришло запечатанным.
-От кого? - спросил помощника Ленин.
Тот замялся. Ленин продолжал что-то редактировать. Пауза затягивалась.
-Ну-с, батенька, так от кого письмо?
- От этих, которые вас хотели...
-А, интересно, очень интересно и чего же хотят эти господа? Жалобы? Читайте!
В письме арестованные не жаловались. Напротив, раскаивались и просили отправить их на фронт, чтобы загладить свой необдуманный поступок. Любопытно, что само обращение было написано на обратной стороне ленинского воззвания.
-Хитрят, Владимир Ильич. Белая кость никогда не смирится с тем, что не их власть.
-Людям надо верить. Что ж, дадим им шанс. Тем более, что сами просят.
И Ленин размашисто поставил свою резолюцию: "Дело прекратить. Освободить. Послать на фронт". А вслух сказал:
- Юнцы. Ничего толком не понимают, а уже стали орудием политического террора. Их могли использовать. На фронте подумают, а там видно будет. Но глаз с них лучше не спускать.
На фронте все пятеро пробыли не так долго. События развивались стремительно. Впоследствии выяснилось, что все перебежали кто к Деникину, кто к Колчаку. Из пятерых только Ушаков сдержал данное Ленину обещание. В Сибири, воюя под командованием Колчака, он рассказывал о том, как покушался на самого Ленина. Ему не верили, говорили, что большевики за такое стерли бы в порошок!
-И я так думал. Мы все так думали. Потом прочитали это воззвание и решили рискнуть - написали прошение Ленину, чтобы помиловал и для пущей убедительности попросились на фронт. Никто из нас не верил, что из этого что-то выйдет. Мы ждали комиссаров...Нас и правда вызвали. Мы попрощались с жизнью. Но мы узнали о прекращении дела по указанию Ленина. Так мы попали на фронт..
Этот рассказ производил впечатление на слушателей, вселяя надежду на возможное прощение. Самое опасное было то, что рассказ шел вразрез с антибольшевистской пропагандой о том, что красные никого не пощадят. Это отчасти соответствовало действительности, поскольку в ответ на белый террор начинался разворачиваться так называемый красный. Про скорые суды все уже были наслышаны. И тут такой рассказ.. и живой свидетель, который остался жив побывав в ВЧК! Невероятная история. Многие задумались. На Ушакова донесли. Его арестовали и хотели расстрелять. Но сочувствующие ему, организовали побег и вскоре он снова сдался в плен к красным. Ему снова поверили. Так Ушаков окончательно вступил в ряды Красной Армии...
Для большей конкретики добавлю очень показательную цитату известного свидетеля тех давних событий, Мануильского Д.З. "...Победоносная Октябрьская революция проявила слишком много великодушия к своим врагам. Она амнистировала и Краснова под Гатчиной, и Руднева в Москве, и Авксентьева и Гоца в Петрограде, она простила тем самым людям, которые впоследствии поднимали мятежи против нее, организовывали белый террор не только против нее, ее представителей, но и против рабочих и крестьян Советской России".