Найти тему
Просто филолог

Кто виноват в том, что молодёжь не хочет читать «Войну и мир»

Даже не ожидала, что публикация «Когда «Войну и мир» уберут из школьной программы» вызовет такое бурное обсуждение. Приятно осознавать, что среди нас много еще неравнодушных, тех, кого волнует судьба как нашей классики, так и нашего образования. И жаль, что некоторые просто предпочитают не замечать того, что существует реальная проблема освоения курса литературы старшеклассниками.

Мы же как-то смогли осилить «Войну и мир»! Вот и современная молодежь пусть поднапряжётся. Нечего деградировать.

Кто виноват?

Кто виноват в том, что многие общепризнанные шедевры, занявшие прочное место в школьной программе по литературе, в наши дни стали восприниматься как чемодан без ручки: нести тяжело, а бросить жалко?

Когда исчезла у большей части молодежи потребность в чтении, которая заставляла наших родителей и даже нас не просто читать «Войну и мир», а ещё вести дневник чтения, перечитывать любимые места, обсуждать поступки героев, вступая в бурные дискуссии?

Я думаю, искать виноватых – занятие бесполезное. Переводить стрелки с учителей на родителей, с родителей на детей… Мир настолько изменился за последние десятилетия, что книга перестала восприниматься как источник удовольствия и развлечения. Нам, людям из XX века, конечно, это трудно понять. Я даже в школу с любимыми книжками ходила, чтобы там не скучать))) Мало того, и как источник знаний сейчас книга воспринимается всё реже. Другие источники появились.

Научно-технических прогресс, помимо плюсов, принес и минусы: клиповое мышление и чрезмерную инфантилизацию молодёжи. Так что не будем удивляться тому, что подростки в 16 лет не могут оценить духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Тем более упрекать их в этом, заставлять читать «через не хочу».

Фильм "Война и мир" 1965 г.
Фильм "Война и мир" 1965 г.

Что делать?

Конечно, заменить в программе «Войну и мир» на «Гарри Поттера» не вариант. Но и оставлять роман Толстого как произведение для обязательного чтения вряд ли стоит. Обзорное изучение – неплохой выход из положения. Познакомить с произведением, заинтересовать им, прочитать и проанализировать яркие эпизоды и.т.п. Главное, не убить «обязаловкой» потребность в чтении. ( У кого она ещё есть).

  • Вообще программа по литературе для старшеклассников требует серьёзной переработки. Почему бы не ликвидировать её чрезмерную перегруженность, убрать или адаптировать некоторые произведения? Только подходить к этому нужно очень осторожно и продуманно.
  • Ещё одним препятствием, которое стоит на пути старшеклассников к классике, является недостаточная обеспеченность художественной литературой. К сожалению, библиотечный фонд многих учебных заведений может предложить им только растрепанные томики ещё советских времён. И даже их хватает не всем.

Интересно, пробовали ли прочитать роман-эпопею с экрана телефона (планшета, компьютера) наши чиновники, которые так бурно пропагандируют цифровые ресурсы? А некоторым ребятам приходится это делать. Приходится ещё и потому, что в последнее время для многих семей книги стали слишком дорогим удовольствием.

Формирование читательской среды, которое должно начинаться с раннего детства, упирается и в материальный вопрос. Помню, как мои родители с каждой зарплаты приносили домой кипу книг. Они тогда стоили копейки. Журналы «Роман-газета», «Смена», «Наука и жизнь» и т.д. выписывали очень многие. Мы недаром считались самой читающей страной.

Так что дело не только в том, что ряд произведений русской классики не соответствует возрастным особенностям учащихся. Есть и другие проблемы, которые, в принципе, решаемы. Но об этом почему-то молчат…

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц