Найти тему
Зигзаги истории

Воспитание императора. Александр Македонский

«Я хочу, чтобы, когда однажды ты стал царем, ты был столь же безразличен и апатичен к языку лести, как и безразличен и апатичен к речи, что твой отец заставил меня говорить перед тобой сейчас». Предполагается, что это были первые слова Аристотеля к новорожденному Александру Великому. Филипп II из Македонии пригласил философа из Стагиры, чтобы произнести красивую речь перед колыбелью своего наследника.

Этот контакт между двумя личностями был только первым знакомством. Аристотель стал педагогом подростка Александра, познакомив его с «Логикой», философской мыслью, созданной и развитой мыслителем.

Александр Великий пробыл у Аристотеля три года. Его любовь к философии, искусству и поэзии выступила катализатором в формировании его личности. Однако на него особенно повлиял гомеровский эпос «Илиады», и это стало одной из причин, по которой Александра Македонского называли «философским завоевателем».

Завоеватель - философ (изображение из интернета)
Завоеватель - философ (изображение из интернета)

Александру Македонскому повезло стать учеником Аристотеля

Филипп II задумал своего сына как достойного преемника своего царства. По этой причине с юных лет у Александра были близкие ему педагоги, среди которых были Леонидас, мыслитель и родственник Олимпиады, а также Лисимах Акарнания.

Но когда Александр Великий достиг подросткового возраста, Филипп обратился к ведущему философу того времени. Аристотель. Аристотель согласился научить Александра при одном условии. Пусть Филипп с самого начала отстроит родину философа Стагиру, которую македонский царь уничтожил в своей предыдущей войне. Филипп согласился.

Филипп II Македонский (изображение из интернета)
Филипп II Македонский (изображение из интернета)

«Школа» Аристотеля

Зимой 343/342 г. до н. э. Филипп II подарил Аристотелю рощу нимф в Миезе, деревне у восточного подножия гор Вермио, в качестве тренировочного поля для тогдашнего тринадцатилетнего Александра. Буколическая и изолированная часть с ее богатой растительностью и природными источниками была позже названа Плутархом "Школа". Александр Великий оставался в «Школе» три года. Его сопровождали сверстники из македонских дворянских семей, а также Аристотель в качестве учителя.
Аристотель и Александр (изображение из интернета)
Аристотель и Александр (изображение из интернета)

«Логика» Аристотеля

За то короткое время, в течение которого Александр учил великого мыслителя, ученого и философа, наследник Филиппа II находился под сильным влиянием аристотелевской логики. В недолгой жизни Александра Великого логика стала основой действий великого полководца и правителя.

Эту мысль отстаивал Аристотель. Он считал, что конечной целью жизни должен быть поиск истины рациональным образом. А проживание, направленное на получение удовольствия и удовольствия от телесных переживаний, является жизнью недостойной и неполноценной.

Мораль, добродетель, справедливость и высший идеал были основами аристотелевской логики в поисках вечной истины. Но его поиск был возможен только благодаря методу и универсальности человеческого разума.

Своими рассуждениями, то есть общей теорией рассуждений, Аристотель указал на компоненты мышления и их функциональные взаимоотношения во время процессов, которые человеческий разум выполняет, пытаясь понять реальность.

В то же время, однако, Александр Великий научился дисциплинировать, наблюдать, понимать и анализировать то, что происходит вокруг него. Таким образом Аристотель учил Александра Великого добродетелям идеальных лидеров.

Аристотель и Александр           https://www.pinterest.de/pin/334392341079529905/
Аристотель и Александр https://www.pinterest.de/pin/334392341079529905/

Философия, поэзия и естествознание

Александр Великий развил в себе большую любовь к философии, образованию и обучению. Основным материалом македонянского подростка были гомеровские сочинения и трагедии. Аристотель также вёл обзорные дискуссии с Александром об обязанностях правителей и искусстве управления.
Кроме того, Аристотель обогатил молодого правителя научными знаниями. Александр Великий был знатоком физики, биологии, математики и географии. Философ подготовил будущего правителя как целостную личность.

Богатство научных знаний оказало каталитическое влияние на Александра Македонского. Юноша-наследник развил способность воспринимать различные факторы, анализировать их, составлять ситуации и затем принимать решения.

Это было очевидно во время его кампании в Азии, когда «философ-завоеватель» привлекал на свою сторону ученых, историков, географов, архитекторов, ботаников и художников, у каждого из которых была определенная миссия в каждом новом регионе, который был завоёван.

Его уважение к ценности человеческой жизни было следствием его занятий с Аристотелем. Стратегия Александра Великого, после завоевания области, не состояла в занятии слепым насилием.

Вместо этого он следовал стратегии культурного влияния, смешанных браков и уважения к индивидуальности каждого народа. Однако Александр полагал, что культурное превосходство греков убедит каждый народ ассимилироваться или даже сотрудничать.

Его культурная политика была оправданной. По словам Плутарха, «Гомер был прочитан всеми, и дети персов, сусиан и гедросийцев спели трагедии Еврипида и Софокла».

«Я обязан своей жизнью моему отцу, но своим благополучием - моему учителю!»

Александр Великий учился у ведущего философа три года. В возрасте 16 лет он вернулся в свою столицу Пеллу. Говорят, что Аристотель передал Александру рукопись папируса с «Илиадой», прежде чем отправиться обратно в царство своего отца. Великий воин держал эту рукопись с собой до дня своей смерти.
изображение из интернета
изображение из интернета
Влияние, которое Аристотель оказал на формирование характера, также было видно из фразы, которую Александр Великий должен был сказать очень часто: «Я обязан своей жизнью моему отцу, но своим благополучием - моему учителю!»....

См. "Предательский конец жизни Александра Македонского"