И.И. Левитан – был учеником А.К. Саврасова, основоположника лирического пейзажа в русской живописи. Картины Левитана, очень эмоциональны. Он поднимает лирический пейзаж на новую ступень - наполняет его философским созерцанием. Много художник работает на природе, набрасывая этюды. Среди ранних его работ, особое место занимает картина «Осенний день. Сокольники». В пейзаже - пасмурный осенний день, переданный неяркими приглушенными красками. Настроение этого дня, как нельзя, более созвучно состоянию одиноко идущей по пустынной аллее женщины, в которой угадывается ее печальное настроение.
Интересен по композиции пейзаж «Мостик. Саввинская слобода». Здесь стволы деревьев срезаны краем картины, на первом плане – дощатый мостик, перекинутый через небольшой овражек с лужицей. Все это говорит о новизне живописного видения художника. Здесь Левитан передает ослепительный солнечный свет, использует синие тени на мостике. В этой картине, художник вплотную приближается к импрессионистической живописи.
Художник продолжает свои открытия в картине «Березовая роща.» В пейзаже изумительный свет, игра солнечных зайчиков на листьях и белых стволах берез, контраст света и тени. У Левитана складывается свой творческий метод – он много работает с натуры, пишет и заканчивает картины в мастерской.
Много картин и этюдов Левитан посвящает великой русской реке Волге. Он пишет берега реки с разных точек зрения, изображает лодки, проходящие по Волге пароходы. Художника занимает изменчивость освещения на больших пространствах неба и воды, передача света в разное время дня, при разной погоде.
Широту просторов русской реки, Левитан запечатлел в картинах «Вечер на Волге», «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой плес», «Свежий ветер".
Вот и в картине «Март» Левитана, хотя и чувствуется скорое наступление весны, снег еще не растаял. Но на нем, уже играют солнечные блики. Природа начинает преображаться: деревья, словно пробуждаются и тянутся ввысь, небо становится ярко синим. Золотистые краски стены дома как – будто согревают пространство картины. Рыхлый весенний снег написан дробными мазками кисти. Как и картины импрессионистов, «Март» проникнут жизнерадостным настроением.
Левитан умел выразить через пейзаж человеческие чувства, эмоции, переживания. Все это заставляло уже современников считать его основоположником «пейзажа – настроения» в русской живописи.
Всем добра и искусства!