Российская Федерация с 2014 года живет в условиях санкций и многочисленных ограничений, в связи, с чем вынуждена наиболее быстрыми темпами восстанавливать собственное утраченное производство со времен советского союза.
На текущий момент на слуху у всех всего два новых самолета, которые стали производиться и эксплуатироваться в России собственного производства или находящиеся на стадии запуска серийного производства. Это всем известная модель Sukhoi Superjet 100 «SSJ100» используемая с 2007 года и МС-21, проходящая последние предсерийные испытания. Но кроме данных гражданских самолетов в РФ существует и еще ряд, которые относятся к разным категориям пассажирских самолетов. Рассмотрим в данной статье вместе с вами о моделях, производимых в настоящее время в России и активно используемых на межрегиональных линиях или на международных линиях, но начнем для начала с классификации гражданских пассажирских самолетов, чтобы понять где имеются проблемы и где требуется дополнительное внимание со стороны государства для ликвидации пробела.
Обычно, наиболее распространенной классификацией пассажирских самолетов выделяют классификацию по дальности полета:
1. Дальнемагистральные – свыше 6000 км.;
2. Среднемагистральные – от 2500 до 6000 км.;
3. Ближнемагистральные – от 1000 до 2500 км.;
4. Самолеты местных воздушных линий – до 1000 км.
Говоря о самолетах ближнемагистральных и самолетах местных воздушных линий, то в России пока на данный момент идут лишь разработки основных моделей, а как такового производства не налажено. В тоже время во времена СССР, активно использовались самолеты местных воздушных линий и ближнемагистральные. В настоящее время в России насчитывается порядка 2500-3000 самолетов данного типа, тогда как потребность в них составляет порядка 14000-15000 штук. Стоит отметить, что все используемые самолеты данного класса, либо произведены еще в советском союзе, либо это иностранные самолеты. То есть, самолетов собственного производства на текущий момент в России не имеются. Какие же все таки самолеты могут частично решить данную проблему и позволят Правительству реализовывать программу по развитию межрегиональной гражданской авиации за счет самолетов отечественных разработок.
Первым самолетом данного класса является «ТВС-2ДТС».
Разработчиком и производителем данного самолета является ФГУП СибНИА имени С.А. Чаплыгина. Первый прототип самолета назывался ТВС-2АМ и он эксплуатируется на текущий момент ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза» для обнаружения лесных пожаров. Последняя же модификация 2017 года ТВС-2ДТС имеет цельнокомпозитную конструкцию из углепластика, полностью новый фюзеляж и абсолютно новую модификацию кабины.
Основные характеристики самолета следующие:
- Крейсерская скорость – 350 км/ч.
- Грузоподъёмность: 2450 кг (при дальности до 450 км).
- Максимальная дальность полёта: 4500 км.
- Вместимость пассажиров – 9-19 человек.
Стоимость данного самолета составляет 150 млн. руб.
На текущий момент произведен 1 самолет данной модификации.
Вторым самолетом, способным частично перекрыть потребности региональных авиационных перевозок, является совместная разработка «Уральского завода гражданской авиации» и Чешской компании «Let Kunovice» LET L 410 «Turbolet». На текущий момент произведено 5 самолетов.
Основные характеристики самолета следующие:
- Крейсерская скорость – 300 км/ч.
- Максимальная дальность полёта (в зависимости от комплектации): 1500 км.
- Вместимость пассажиров (в зависимости от комплектации): – 15-19 человек.
- Практический потолок – 4250 м.
Что касаемо среднемагистральных самолетов, производимых в России в настоящее время, то здесь дела обстоят гораздо лучше.
1. Sukhoi Superjet 100
Основной самолет в России, который был разработан уже в современной России и запущен в серийное производство. В 2001 году начал разрабатываться, в 2008 году начались первые летные испытания, а в 2011 году начал серийно производиться.
Основные технические характеристики:
- Крейсерская скорость – 830 км./ч.;
- Максимальная скорость – 950 км./ч.;
- Потолок полета – 12200 м.;
- Дальность полета: 3000-4500 км.
Ниже приведем динамику производства и поставки самолетов SSJ100:
Как видно, максимальное производство пришлось на 2017 год в размере 33 шт., а поставки на 2018 г. в количестве 28 штук. Далее следует снижение и объема производства и объема поставок. Это во многом связано с авариями с данным самолетом, да еще и с достаточно высокой зависимостью от иностранных поставщиков. На начало 2020 года доля импортных комплектующих составляла 68%. Это делает самолет более дорогим в эксплуатации, а также вызывает проблемы для создания сервисных сервисов с учетом накладываемых ограничений со стороны западных стран в условиях санкций.
2. Ил-114-100
Самолет еще советской разработки, который был до конца доведен до ума в современной России. Активная разработка и доведение данного проекта до ума началось с 2014 года, после того как осложнились отношения с Украиной. Данный тип самолета является прямой заменой эксплуатируемому АН-24 украинской сборки. После осложнения отношений между странами срочно понадобился самолет на замену, особенно для нужд Минобороны.
Основные технические характеристики самолета:
- пассажировместимость – 64 человека;
- Крейсерская скорость – 500 км./ч.;
- Практическая дальность полета с максимальным количеством пассажиров – 1900 км.;
- Перегонная дальность – 5100 км.;
- Практический потолок – 7600 м.
3. Ту-204
Узкофюзеляжный и среднемагистральный самолет советской разработки и получившийновые модификации уже в во времена Российской Федерации. Данный самолет так и не пошел в широкое серийное производство. Максимальное количество произведенных самолетов за год составило 10 шт. в 2008 году. Обычно, объем производства составляет в среднем 3 самолета. За 2020 год и вовсе было произведен всего один самолет.
Основные характеристики самолета:
- Максимальная пассажировместимость – 210 человек;
- Максимальная дальность полета: 4200 – 5920 км.;
- Крейсерская скорость: 810-850 км./ч.
И последняя группа классификации представлена дальнемагистральными самолетами, производство которых в России представлено только лишь пока одной моделью Ил 96-300.
Но данный самолет, как и Ту-204 не производится крупной серией, а лишь единичными ежегодными экземплярами по 1-2 шт. и в основном покупается уже заранее известным заказчикам.
В качестве потенциального самолета, планируемого в производство является российско-китайская разработка дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета CR929. Но в условиях развития пандемии коронавируса когда случится запуск в производство теперь и вовсе неизвестно.
Тем самым, подводя итоги развития российской авиастроительной отрасли стоит отметить ее удручающее положение и факт того, что в настоящий момент в случае введения ограничений на поставку иностранных гражданских судов в РФ, летать нам попросту будет не на чем. Будем конечно надеяться, что отечественная авиация за счет существующих разработок выйдет из тени и станет достаточно конкурентоспособной по сравнению с мировыми аналогами.
Будем вместе с вами следить за дальнейшим развитием авиастроения и делать выводы. Читайте мой канал и всегда будьте в курсе событий российской экономики и ее основных отраслей.