Ситуация: «Одежда дочери в её доступе, сама не умеет пока одеваться, просто подходит и всё разбрасывает. Обратно не складывает или складывает, но не туда. Как показать дочери алгоритм одевания так, чтобы она поняла?»
С чего начинается обучение самостоятельному одеванию
Обучение самостоятельному одеванию начинается вовсе не с развёрнутой демонстрации, и даже не всегда до неё доходит.
Вы начинаете с вовлечения и сотрудничества ребёнка:
- через проговаривание происходящего — «Сейчас ты надеваешь штаны, а я тебе в этом помогаю»;
- озвучивание ожидания — «Я начала застёгивать кофту, а ты продолжай, тяни вверх», «Рукав готов, где же маленькая ручка?» и т. п.
Постепенно вы показываете то одно, то другое. И доходит до того, что малыш справляется сам. До мастер-класса «надевание того-то» скорее всего не дойдёт: вы расскажете всё частями во много заходов.
Также важно научиться иначе смотреть на действия ребёнка:
- «Ребёнок подошёл и разбросал» — это ребёнок подошёл, осмотрел, ощупал, разложил. Исследовал всесторонне.
- «Потом футболку положила на полку для штанов» — это ребёнок сделал частично успешную попытку убрать на место одежду, которую осмотрел. Судя по тому, что остался удовлетворён результатом —разницы пока не заметил между полкой для штанов и полкой для футболок .
- «Не заметил разницы между полками» — это ребёнку требуется время и доброжелательно изложенная (повторно, или сколько нужно раз) инструкция: «Смотри (пауза, показываете пальцем на наклейку с футболкой), здесь футболка нарисована, мы кладём футболки сюда (пауза, показываете пальцем на полку возле футболки)».
Ещё несколько лайфхаков
Пара лайфхаков, которые могут помочь ребёнку при затруднении в надевании или снимании одежды:
- Эмоциональное «ку-ку» в 95% случаев облегчает снимание и одевание.
- В моменте присоединиться к чувствам и разделить их с малышом: он вопит и сердится, что застрял в майке, и вы тоже подключаетесь к его досаде: «Да что ж такое! Никак голова не вылезает! Ох уж этот ворот, вечно трудно его снять!... и т .п.».
Если ребёнок убегает во время одевания:
- Постарайтесь минимизировать догонялки во время переодевания, они могут восприниматься как развлечение.
- Обозначайте состояние ребёнка: «вижу, что тебе не хочется одеваться».
- Констатируйте необходимость: «нам нужно выйти на улицу, для этого надо одеться».
- Плачущему и скандалящему умеренно сочувствуем, но настаиваем на том, что должно быть сделано. И добиваемся того, чтобы сделано было самостоятельно или с помощью взрослого: «надо надеть кофту, либо ты её надеваешь, либо я».
- Даём выбор: «что наденешь сначала — шапку или штаны?
Анна Федосова — детский психолог и Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам развития и воспитания детей
Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен, а также Вконтакте и Инстаграм, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!
Еще статьи про одевание:
Как обустроить детский гардероб, уголок для чтения и игр
Как за 15 секунд помочь малышу надеть куртку самому
«Дочки-близняшки постоянно балуются за едой и одеванием и не слушаются меня»