Найти тему
Монтессори.Дети

«Ребёнок не умеет пока одеваться, просто подходит и всё разбрасывает. Как научить?»

Оглавление

Ситуация: «Одежда дочери в её доступе, сама не умеет пока одеваться, просто подходит и всё разбрасывает. Обратно не складывает или складывает, но не туда. Как показать дочери алгоритм одевания так, чтобы она поняла?»

Фото Марии Лучаниновой
Фото Марии Лучаниновой

С чего начинается обучение самостоятельному одеванию

Обучение самостоятельному одеванию начинается вовсе не с развёрнутой демонстрации, и даже не всегда до неё доходит.

Вы начинаете с вовлечения и сотрудничества ребёнка:

  • через проговаривание происходящего — «Сейчас ты надеваешь штаны, а я тебе в этом помогаю»;
  • озвучивание ожидания — «Я начала застёгивать кофту, а ты продолжай, тяни вверх», «Рукав готов, где же маленькая ручка?» и т. п.

Постепенно вы показываете то одно, то другое. И доходит до того, что малыш справляется сам. До мастер-класса «надевание того-то» скорее всего не дойдёт: вы расскажете всё частями во много заходов.

Также важно научиться иначе смотреть на действия ребёнка:

  • «Ребёнок подошёл и разбросал» — это ребёнок подошёл, осмотрел, ощупал, разложил. Исследовал всесторонне.
  • «Потом футболку положила на полку для штанов» — это ребёнок сделал частично успешную попытку убрать на место одежду, которую осмотрел. Судя по тому, что остался удовлетворён результатом —разницы пока не заметил между полкой для штанов и полкой для футболок .
  • «Не заметил разницы между полками» — это ребёнку требуется время и доброжелательно изложенная (повторно, или сколько нужно раз) инструкция: «Смотри (пауза, показываете пальцем на наклейку с футболкой), здесь футболка нарисована, мы кладём футболки сюда (пауза, показываете пальцем на полку возле футболки)».

Ещё несколько лайфхаков

Пара лайфхаков, которые могут помочь ребёнку при затруднении в надевании или снимании одежды:

  • Эмоциональное «ку-ку» в 95% случаев облегчает снимание и одевание.
  • В моменте присоединиться к чувствам и разделить их с малышом: он вопит и сердится, что застрял в майке, и вы тоже подключаетесь к его досаде: «Да что ж такое! Никак голова не вылезает! Ох уж этот ворот, вечно трудно его снять!... и т .п.».

Если ребёнок убегает во время одевания:

  • Постарайтесь минимизировать догонялки во время переодевания, они могут восприниматься как развлечение.
  • Обозначайте состояние ребёнка: «вижу, что тебе не хочется одеваться».
  • Констатируйте необходимость: «нам нужно выйти на улицу, для этого надо одеться».
  • Плачущему и скандалящему умеренно сочувствуем, но настаиваем на том, что должно быть сделано. И добиваемся того, чтобы сделано было самостоятельно или с помощью взрослого: «надо надеть кофту, либо ты её надеваешь, либо я».
  • Даём выбор: «что наденешь сначала — шапку или штаны?

Анна Федосова — детский психолог и Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам развития и воспитания детей

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен, а также Вконтакте и Инстаграм, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!

Еще статьи про одевание:

Как обустроить детский гардероб, уголок для чтения и игр

Как за 15 секунд помочь малышу надеть куртку самому

«Дочки-близняшки постоянно балуются за едой и одеванием и не слушаются меня»