Найти тему

Что такое пластичность мозга?

Долгое время выражение «Нервные клетки не восстанавливаются» являлось мантрой для людей, которые пытались помочь своим раздражительным друзьям. Однако мало кто знает, что в 1998 году это убеждение было опровергнуто двумя нейробиологами. В ходе эксперимента они доказали, что нервные клетки погибают и рождаются на протяжении всей жизни человека. Этот процесс назвали нейрогенезом. Так как эволюция не наградила наш организм ничем случайным или бессмысленным (конечно, если исключить патологические процессы), то давайте рассмотрим, в чем же кроется преимущество запрограммированной гибели и рождения новых нейронов.

Не все живые организмы на планете имеют такую особенность. Например, у малышей аскарид при появлении на свет имеется стандартный набор из 162 нейронов. Старички этих простейших уходят на закат с таким же количеством нейронов. Эти ребята не теряют и не приобретают ни одного нейрона за всю свою жизнь, вот это я понимаю - стабильность. Аскариды не курят, не употребляют алкоголь и не налегают на кофе, поэтому их нервная система остается в идеальном состоянии.

Человек - животное более разумное и непоследовательное, поэтому он превосходит простейших по количеству нейронов в миллионы раз. В отличие от аскарид, нам нужно учиться математике, ездить на машине, отгадывать кроссворды и танцевать сальсу. Как решает этот вопрос природа? Она наделяет человека огромным количеством нейронов, запуская механизмы отбраковывания «ленивых» или мертвых клеток и создания новых активных нейронов. Все это делается для того, чтобы у человека могли формироваться новые связи между нейронами. Аскариды не теряют свои нейроны, но и не могут формировать огромное количество нейронных связей при наличии постоянного и, откровенно говоря, небольшого количества нервных клеток. Именно поэтому вы никогда не увидите червячков, танцующих сальсу, если, конечно, не будете злоупотреблять алкоголем.

Какие преимущества мы получаем при таком огромном количестве клеток головного мозга? Мы приобретаем способность обучаться самой сложной деятельности, на которую не способно ни одно живое существо на планете. И дело не только в высокой концентрации нейронов в головном мозге человека, но и в их постоянном обновлении и построении новых нейронных связей. Перед тем, как закончить портрет Моны Лизы, мастерство Леонардо да Винчи прошло длительный путь от рисования головастиков до создания шедевров. И на протяжении всего этого пути его мозг создавал новые связи между нейронами (нейронные сети) и закреплял их автоматическую активизацию.

Итак, пластичность головного мозга - это его способность к обучению посредством формирования и закрепления новых нейронных сетей.

Когда мы впервые берем в руки кисть и рисуем человечка из палочек, в нашем мозге срабатывают определенные области, отвечающие за зрительное восприятие, двигательную активность, координацию и т.д. Но первые движения неуверенны, потому что нейронные сети неоткалиброваны под создание шедевра. По мере обучения мы начинаем рисовать все лучше, потому что начинают формироваться новые нейронные сети, из которых постепенно исключаются ненужные нейроны и включаются нужные, тем самым повышая специфику нашей деятельности.

Поэтому мы должны понимать, что расширение прежних и построение новых нейронных связей происходит только при обучении чему-то новому.

Если человек длительное время не получает новых стимулов или не занимается никакой новой деятельностью, то его мозг поддерживает высокую активность только используемых нейронных связей. Остальная же, не так интенсивно использующаяся часть мозга, теряет свою специфическую функциональность. Именно по этой причине слепой человек начинает лучше слышать, а глухой может обладать более чутким обонянием. Потому что те нейроны, которые должны брать на себя функцию зрения остаются без дела и они включаются в работу других процессов, расширяя и совершенствуя их. Именно поэтому отсутствие новых впечатлений и занятий могут приводить к изменению фона настроения, апатии, сонливости и т.д.

Ежедневно совершая одни и те же действия, мы заставляем работать только определенные группы нейронов, делая остальную часть мозга "ленивой". Если мы каждый день лежим на диване и смотрим телевизор, то мы активируем только определенные нейронные связи. Для того, чтобы встать и начать обучаться игре на пианино, мозг должен задействовать другие области, которые могли потерять активность по причине отсутствия их специфического использования. Если говорить проще - это и есть то, что мы называем привычкой. Нам проще продолжать делать то, что мы делаем всегда, активируя уже привычные нейронные связи, чем начинать что-то незнакомое для нас и формировать новые нейронные сети.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Спасибо за ваше внимание к нашему каналу! Если тема статьи интересна - ставьте лайки, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал. Мы будем очень рады вашей активности.

Автор: Захаров Михаил Геннадьевич, клинический психолог

Консультирую по Skype по всей России.

Страничка Вк: https://vk.com/zaharovmg

Инстаграм: mikhail_nlp