Найти тему
Пушка дел

Социальная ответственность по-американски

Писал про Джеффа Безоса и задумался зачем американские бизнесмены полезли в космос в начале двухтысячных. Безос основал в 2000 году частную аэрокосмическую компанию Blue Origin, а в 2002 году Элон Маск основал свою третью компанию SpaceX, которая стала частным разработчиком ракетных носителей. Понятно, когда бизнесмены диверсифицируют свои вложения, покупают конкурентов, вкладываются в высокотехнологичные стартапы или скупают СМИ. Понятно, когда тратят большие средства на благотворительность и социально значимые проекты, связанные с экологией, просвещением или помощью голодающим. Но космос!

Маск
Маск

Космос всегда был прерогативой государства, там слишком большие вложения, много секретов и главное не понятно где и когда появиться прибыль. С точки зрения государства – это в первую очередь безопасность, во вторую, развитие высокотехнологичных производств и вопрос престижа. Безопасность невозможно оценить и посчитать рентабельность. А отдача от космоса выражается в появлении новых технологий, которые можно пытаться монетизировать в гражданских отраслях. Государственная монополия на космос, как любая другая монополия, приводит к бюрократизации процесса и бесконечному увеличению издержек. В советское время конкуренцию в космосе создавали путем привлечения в проект минимум двух разных КБ и «эффективных менеджеров» типа Берии.

Штаты видать пошли другим путем, решили привлечь в конкуренцию с полугосударственным неповоротливым корпорациям предпринимателей новой цифровой формации. Но частник, пускай даже такой выдающийся как Безос или Маск, не может работать без прибыли и четкого понимания где в конце концов деньги. Напомним, что от первых инвестиций до первых успешных полетов прошло около 15 лет. А ежегодные инвестиции обоих предпринимателей оцениваются в миллиардные суммы. Прибыль от космических проектов пока не предвидеться, но обоих предпринимателей это похоже не сильно беспокоит. Конечно от таких вложений оба получают хороший пиар и рекламу, но не велик ли ценник. Как, вообще, у государства получилось вовлечь в космическую конкуренцию предпринимателей?

Похоже обоим бизнесменам сделали предложение, от которого нельзя отказаться, обещали содействие и безопасность. Возможно, госорганам пришлось покопаться в грязном белье и зацепить кого-то на кукан.

Безос
Безос

В случае с Маском с его секс скандалами, курением анаши и прочими шалостями, найти косяк, наверно, было не трудно. Безос походит на более умного и осмотрительного типа, но кто знает, что у него в чулане. Как он пережил крах доткомов? Кстати, как раз после того пузыря, Безос и решил заняться космосом, а его дела пошли уверенно по нарастающей. Торговал значит мужик книжками, вскочил в последний вагон доткомов, цена акций его интернет-магазина сначала взлетает до 400 баксов, но к 2001 году падает ниже $10, стоимость компании с $400 млн падает до $100 млн. Самое время заняться миллиардными вложениями в космос или я что-то не понимаю в бизнесе? Маск в свою очередь в 2002 выручает за свои акции $180 млн после продажи PayPal, который был куплен eBay за $1,5 млрд. По моим меркам $180 млн – это не мало, но сомневаюсь, чтоб этого было достаточно для мечты о космосе.

Надо еще заметить, что в то время были другие бизнесмены, которые в большей степени подходили для космических экспериментов. Если смотреть по их финансовому состоянию или опыту в высоких технологиях. К примеру, если взять того же Гейтса или Джобса, но они уже давно «заработал свой первый миллион» и были втянуты в «старые деньги», рисковать которыми не выгодно и опасно. Другое дело продавец книжек, который нахватался инсайтов на волстрит или южноафриканский эмигрант из Канады.

Бакальчук / Рогозин
Бакальчук / Рогозин

Нашим надо тоже не отставать и привлечь в помощь Рогозину мадам Бакальчук из Вайлдберриз. Тогда 100% догоним и перегоним...