На этом замечательном портрете художник Александр Рослин (1718 - 1793 гг.) написал свою горячо любимую жену, тоже художницу, Марию - Сюзанну Жиру (1734 - 1772 гг.). Их брак был счастливым, но недолгим. Супруга художника рано умерла, но он, пережив ее на много лет, больше не женился.
Они познакомились и прожили совместную жизнь в Париже, на родине Марии - Сюзанны. Художница родилась в семье Бартелеми Жиру, ювелира королевского гардероба (ум. 1741г. ) и Марии Сюзанны Ле Руа (ум. 1745г. ). Как можно видеть по датам смерти ее родителей, девочка рано осиротела. Ее воспитывали родственники. Они рано заметили ее художественный талант, и обучение она проходила у лучших портретистов своего времени - Мориса Квентина де ла Тура (1704 - 1788 гг.), который писал пастелью портреты богатых и влиятельных людей...
Вот его портрет с автопортретом самой Марии - Сюзанны:
И Жозефа-Мари Вьена (1716 - 1809 гг.), прославленного живописца того времени, воспитавшего целую плеяду талантливых учеников, среди которых был и его родной сын.
С 1750-х годов Мария - Сюзанна работала художницей уже самостоятельно. Она писала модные тогда миниатюры и пастельные портреты. Ее работ, к сожалению, сохранилось очень мало, несмотря на то, что она была известной и популярной художницей, и позже даже являлась членом королевской академии живописи и скульптуры.
В 1752 году она познакомилась с молодым, бедным и никому не известным художником Александром Рослиным, который, к тому же был родом из Швеции, да еще и протестантом.
Молодые люди полюбили друг друга, и вознамерились пожениться - но для этого им пришлось пройти семилетние испытания в виде сопротивления опекунов Марии - Сюзанны.
За этот период Марию знакомили с достойными, на взгляд ее родни женихами, которых она последовательно отвергала. В процесс были вовлечены и посторонние люди, в частности, покровитель Александра Рослина Анн Клод де Тюбьер-Гримуар де Пестель де Леви, граф де Кайюс, маркиз Д'Эстерне, барон де Брансак ( 1692 - 1765 гг.) антиквар, археолог и и литератор, но главное - родственник тайной жены Людовика 14 мадам де Ментенон, которая когда то воспитала его мать.
В итоге - воспитатели невесты сдались, и молодые в 1759 году сыграли свадьбу, несмотря на то, что принадлежали к различным конфессиям (супруга была католичкой). Это было возможно в 18 веке, в эпоху Просвещения, когда религия уже не так давлела над сознанием людей, но все таки подобные браки оставались редкостью...
Оба супруга занимались живописью, и оба успешно.
Но, сказать по правде, Александр Рослин был портретистом не людей, а их костюмов. Лица на его портретах - нарисованные. А вот наряды... Они настоящие. Их хочется потрогать. Текстура тканей передана безупречно. По его картинам можно изучать моды и состояние текстильной промышленности того времени...
Прилагаю несколько работ художника - не изображенных ради, а их костюмов - для иллюстрации особенностей его мастерства.
У супругов было шесть детей. Три сына и три дочери. Сохранились написанные матерью портреты двоих из них - удивительно похожих на обоих родителей сразу):
И... все. К сожалению, семейная идиллия была недолгой.
В 38 лет Мария Сюзанна умерла от болезни. Вот ее портрет, написанный незадолго до этого - она еще здорова и полна сил, но в лице чувствуется нечто обреченное...
После ее смерти Александр много путешествовал. Он был и в России, где Екатерина 2 безуспешно просила его остаться.
Всюду он писал аристократов, королей и людей состоятельных. Сам художник с такой клиентурой тоже был хорошо обеспечен. Но вот сердце его навсегда осталось в прошлом...