Нет сейчас такого типа людей - да и тогда они были уникальны. Кажется - не было ни единого изъяна у этой замечательной женщины - ни в красоте, ни в происхождении, ни в таланте, ни в способности к самостоятельному оригинальному мышлению, ни в направленности этого мышления, ни в деталях личной жизни, что немаловажно, и во многом так же способствовало ее славе и почитанию.
Вот, что говорит об этом Википедия, своим лаконичным языком:
Виттория Колонна, маркиза де Пескара ( 1490 или 92 Кастелло Марино, Альбанские холмы вблизи Рима — 15 февраля 1547 г., Рим) — знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537, когда они сблизились, и до дня её смерти). Отличалась безупречным целомудрием и благочестием, считается наиболее успешной и известной поэтессой своей эпохи. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу.
Ее отец, Фабрицио 1 Колонна, был одним из самых прославленных военачальников своего времени.
Мать - дочь другого знаменитого военачальника - Федерико де Монтефельтро, чей облик с орлиным профилем известен каждому, хоть немного знакомому с портретной живописью Раннего Возрождения.
Семья принадлежала к самым верхам общества Италии того периода, разделенной на множество феодальных владений.
Ее брак был предрешен волей ее отца - как множество несчастных браков, вызванных сухим политическим расчетом, и характерных для знатных семейств.
В возрасте 4 лет она была помолвлена с сыном друга своего отца, и воспитывалась родственницей будущего мужа, одной из самых знаменитых женщин того неспокойного времени - матриархом рода Констанцей дАвалос, у которой не было собственных детей.
Констанца прославилась как ни странно - военной победой, которую одержала возглавив оборону острова Искью, принадлежащего ее семье, во время войны с французами. Четыре месяца флот противника напрасно пытался взять остров, и, в итоге - отступил, после чего военная доблесть сеньоры стала одной из самых популярных тем поэтов Италии.
Существует версия, что именно Констанца была моделью для Моны Лизы Леонардо да Винчи...
В мирное время ее двор собирал знаменитых поэтов, писателей и мыслителей - именно в этой благоприятной творческой среде формировались взгляды и вкусы юной Виттории.
Кроме того, в замке Авалосов находилась богатейшая библиотека, которая послужила фундаментом прекрасного образования молодой сеньоры.
Ниже приводится фреска из монастыря Сан - Антонио на Искье, которая изображает обеих женщин - Констанцу дАвалос и Витторию Колонна.
В 17 лет состоялось бракосочетание Виттории с человеком, которого когда-то выбрал ее отец - Фернандо дАвалосом, и этот брак оказался необыкновенно счастливым, потому что супруги полюбили друг друга и каждый их них пронес это чувство до конца.
Фернандо был прежде всего военным. Всю жизнь он провел в сражениях, много месяцев был в плену, и в общем-то редко виделся с женой.
Их страстная любовь развивалась в письмах. Они писали их и прозой и стихами... Будучи в плену, Фернандо посвятил жене замечательный Диалог о Любви. Она отвечала сонетами. Любовь к мужу пробудила в ней исключительный поэтический дар...
Комната супруга.
Сюда вернулся он, мое светило,
Добычей царской нагружен богато.
Ах, мука вновь зреть место, где когда-то
Для глаз моих день, солнцем озарило.
Тысяча слав его здесь окружила,
Почет от самых знатных; в час возврата
О слышанном свидетельствовал свято
Изысканный рассказ и взоров сила.
Он, побежденный просьбами моими,
Мне показал рубцы, сам повествуя
Про ряд побед, столь многих и бесспорных.
Грущу о них, как веселилась ими.
В различных мыслях радуюсь, тоскуя.
Лью мало сладких слез и много скорбных.
Фернандо дАвалос был одним из самых талантливых генералов того времени. Вся его жизнь - череда великих сражений ( шли затяжные Итальянские войны, вовлекшие почти всю Европу).
Семья его была испанского происхождения, и, находясь на службе в других краях, он никогда этого не забывал, носил только испанскую одежду и говорил по испански даже с Витторией.
В знаменитой битве при Павии, которая считается последней великой битвой Средних веков и первой - Нового времени, поскольку в ней впервые активно использовалось огнестрельное оружие, он командовал имперскими войсками Карла 5 Габсбурга, и не только блестяще разгромил противника, но и взял в плен самого Франциска 1 - короля Франции.
Вскоре после этого, Фернандо впал в немилость у императора, но отказался принять участие в заговоре против него, несмотря на обещанную ему в награду королевскую корону Неаполя. Определенную роль в этом сыграла и пользующаяся влиянием на мужа Виттория, которая сказала ему, что ...предпочла бы умереть супругой храбрейшего из маркизов и вернейшего из генералов, чем жить супругой короля, опозоренного хоть малейшим пятном бесчестья... Фернандо сообщил императору о заговоре и тем самым спас его в очередной раз.
И вот этот человек - без сомнения, выдающийся во всех отношениях, умирает в расцвете сил, в возрасте всего 36 лет, от ран, полученных в одном из военных мероприятий.
35 - летняя красавица Виттория внезапно становится вдовой.
Потрясенная и опустошенная потерей любимого супруга она устремляется в монастырь, желая стать инокиней и только личное участие папы Климента 7, останавливает ее от этого шага.
Тем не менее - любовь к ушедшему супругу заставляет ее отвергать все последовавшие предложения руки и сердца от других поклонников.
Отныне она - светская монахиня, и убеждена в том, что сохранив верность мужу, после смерти сможет воссоединиться с ним.
Она уезжает в фамильный замок почившего супруга - где прошли ее счастливые детство и юность, и там, окруженная такими живыми воспоминаниями, оплакивает его смерть в выдающихся сонетах...
Vivo su questo scoglio,
orrido e solo.
Приют мой одинокий прост и строг:
Живу, как птица, на утесе голом,
К возлюбленным сердцам, к ветвям веселым
Не возвращаться я дала зарок.
Зато для гимнов здесь простор широк:
Ты солнцем светишь мне над мрачным долом,
И стаи мыслей с клекотом тяжелым
Слетаются, свернув с других дорог.
Тут наступает счастья миг короткий,
Когда они, восторженны и кротки,
К блаженству дольнему влекут меня.
Но если б слов пылающая сила
Твой образ возродила из огня,
Я бы восторга высшего вкусила!
Необыкновенный поэтический дар Виттории обозначился для современников изначально именно в стихах, которыми она оплакивала своего мужа.
Ее горе, таким образом, стало почвой, на которой выросла ее слава.
Об этом пишет в сонете, посвященном Виттории, ее современник, почитатель таланта, и сам знаменитый поэт того времени - Лудовико Ариосто.
Прославленная донна, о колонна,
Прекрасная, судьба - непостоянна:
То вдруг она одарит несказанно,
То отвернется вдруг неблагосклонно.
Коль забрала - в решенье неуклонна -
Она супруга вашего так рано,
Его в бою прославив, вас нежданно
Оставив в горе, о, благая донна,
В страдании крепитесь, и под сенью
Души бессмертной вашей расцветает
Пускай оно, в любви святой согрето,
Пусть вашей славы служит вознесенью
И с небом пусть в сияньи уравняет
Ее, любви исполненную света.
Стихи Виттории сперва ходили в рукописных списках - и стали очень популярны.
В 1536 году вышло первое печатное издание. В него вошли 136 стихотворений любовной направленности, которые были посвящены ее мужу. Книга вышла без позволения и ведома самой Виттории, как и следующая, включавшая уже стихи духовно - религиозного содержания.
Всего при ее жизни ее произведения издавались 5 раз.
Детей у нее не было. Еще при жизни мужа, она усыновила его молодого родственника - Альфонсо, чье полное имя на момент кончины звучало Альфонсо д’Авалос д’Арагона, маркиз ди Пескара и дель Васто (1501 - 1546 гг).
Нежностью, заботой и любовью, она превратила его из дикого и необузданного юнца в человека, ценящего искусства и науки - и очень этим гордилась.
Альфонсо, традиционно, тоже был военным и с юных лет принимал участие во множестве сражений. Он умер в 1546 году, в возрасте 44 лет, оставив наследников титула и рода (у него было семь детей), славу военачальника и правителя (он много лет был губернатором Милана), а так же - популярное в те времена стихотворение, на которое было сочинено несколько мадригалов.
Его ранняя смерть окончательно подорвала здоровье Виттории, и, отрешившись от мира, она удалилась в монастырь Святой Анны в Риме...
Не очень разбираясь в тонкостях и сути вопроса, тем не менее не могу не упомянуть религиозную деятельность Виттории Колонна, которая была значима и оказывала большое влияние на умонастроения той эпохи.
Идеи гуманизма, ставящие человека высшей ценностью, получают широчайшее распространение в тот период, и влияние их отпечатывается на всей духовной и культурной жизни высшего европейского общества.
Идеи эти, скажем, не вполне соотносятся с традиционным учением католической церкви. Что приводит их сторонников, поэтов, писателей, интеллектуальную элиту того времени, в поисках пути духовного совершенствования, к мыслям о необходимости реформы католицизма. Ростки протестантизма, столь пышно расцветшие вскоре в Северной Европе, проклевывались и в Италии.
Виттория, собравшая вокруг себя целый кружок мыслителей, была близка, насколько я понимаю, именно к этим идеям.
Она не успела попасть в лапы инквизиции, хотя, благодаря кругу своего общения, имела репутацию лидера реформистского движения Италии, и от некоторых своих знакомых, привлекших внимание инквизиторов, даже вынуждена была откреститься, чтобы спасти себя. В тот период императором Карлом 5 был издан указ, по которому не только еретики, но и все, кто соприкасался с ними, могли поплатиться жизнью и имуществом. Она лавировала, поддерживая тесные отношения со сторонниками реформ, и в то же время, не участвуя открыто в чем либо, что позволило бы откровенно обвинить ее в ереси.
Тем не менее, уже после смерти, она попала на судебный процесс, устроенный инквизицией. Ей в вину были поставлены умонастроения ее друзей - знаменитых сторонников реформ, и ее приверженность к ереси не подвергалась сомнению.
Надо сказать, что творчество поэтессы тоже видоизменилось. На смену стихам любовным, посвященным памяти мужа, приходят так называемые, духовные стихи, принесшие ей еще более великую славу.
Любила жизнь бездумно я годами,
Меня пьянила слава, как вино,
Но зря — в беде увидев жизни дно,
К Творцу пришла обратно со слезами.
И помогло. Пишу теперь гвоздями
Его Креста, а не простым пером,
Чернила – Его кровь. Пою я лишь одно:
Горение Христовыми Страстями...
Как правило, считается, что её творчество находится в русле стиля Петрарки - найти переводы ее произведений на русском языке, помимо уже размещенных мне не удалось, так что приходится верить профессионалам на слово.)
И, наконец, мы подходим к еще одной - очень важной и знаменитой странице жизни этой женщины - странице, посвященной ее взаимоотношениям с гением той эпохи - Микеланджело Буанаротти.
Трогательная и прекрасная история платонической любви великого итальянца хорошо описана его биографами. Коснусь лишь нескольких моментов.
В жизни не знавшего теплоты и ласки Микеланджело никогда не было другой женщины.
Они познакомились в 1536 году. Виттории было 47, Микеланджело - 61. С этого момента их имена связаны навеки.
Их любовь и дружба продолжались 10 лет - до самой смерти Виттории. Они обменивались стихами, философскими размышлениями. их переписка является редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии...
...Каким бы человеком сделался Микеланджело,— восклицает Гримм, — если бы судьба свела его с Витторией в молодые годы и если бы также и она пошла к нему навстречу, менее истомленная годами и пережитыми событиями! Но когда они встретили друг друга, она ничего не могла ему дать, кроме мягкой дружбы, которой она его успокаивала, а он не мог требовать ничего, кроме того, что она могла дать...
Вот что пишет Кондиви: ...Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе Пескара, влюбившись в ее божественный дух и получив от нее безумную ответную любовь. До сих пор хранит он множество ее писем, исполненных самого чистого и сладчайшего чувства... Сам он написал для нее множество сонетов, талантливых и исполненных сладостной тоски...
Мы можем верить Кондиви. Он выпустил в свет биографию Микеланджело при его жизни; высказывалось предположение, что сам Микеланджело наставлял его в этом труде.
В 20 веке в архивах Ватикана, среди бумаг Микеланджело было найдено 109 посвященных ему сонетов, написанных Витторией. В 2005 они были впервые опубликованы. На русском языке переводов, увы, обнаружить не удалось.
Зато - имеются сонеты Микеланджело, посвященные Виттории. некоторые из них были широко известны уже их современникам.
К примеру - его сонет № 60.
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.
Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, —
Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, — но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.
Микеланджело создал ряд рисунков и картин под влиянием и по заказу Виттории. Некоторые из них - не сохранились. Относительно точности происхождения других - уверенности нет.
Известен случай, когда Микеланджело послал ей набросок, изображавший распятие. Виттория должна была одобрить его и отослать назад, после чего художник взялся бы за работу. Набросок, однако, ей до того понравился, что она решила оставить его у себя во что бы то ни стало.
Вот что она ему писала по этому поводу:
...Несравненный художник Микеланджело и единственный друг! Я получила ваше письмо и видела распятие — произведение, которое в моей памяти поистине пригвоздило к кресту все известные мне другие изображения. Ничего не может быть более живого, более совершенного, чем это изображение Христа, с такой непостижимой Нежностью и удивительной силой оно изготовлено. Но вот что: если оно сделано чьей-либо другой рукой, а не вашей, то я не хочу, чтобы кто-либо другой его выполнил. Известите меня, действительно ли это нарисовано кем-либо другим или вами, простите мне эту просьбу. Если вами, то вы должны во что бы то ни стало оставить его для меня; но если не вами и вы хотите поручить его какому-либо работнику, то нам необходимо предварительно поговорить об этом, так как мне известно, как трудно будет так работать вторично по такому рисунку. Мне бы лучше хотелось, чтобы тот, кто это написал, сделал мне что-нибудь новое, другое. Но если набросок принадлежит вам, тогда простите, если я его не возвращу. Я рассматривала его при свете, под стеклом и в зеркале. Ничего более совершенного я никогда не видела. Преданная вам маркиза Пескаро...
Предчувствуя смерть, Виттория приказала перенести себя из монастыря, где она пребывала после смерти премного сына во дворец своей двоюродной сестры Джулии, в Риме. Она умерла 15 февраля 1547 года в присутствии Микеланджело.
Кондиви пишет: ...А он, со своей стороны, любил ее так, что, как он мне говорил, его огорчает одно: когда он пришел посмотреть на нее, уже неживую, то поцеловал только ее руку, а не в лоб или в лицо. Из-за этой смерти он долгое время оставался растерянным и как бы обезумевшим...
Свою печаль Микеланджело выразил в прекрасных стихах...
***
Вблизи огня горел я, не сгорая,
Теперь, когда потушен он, другое
Меня объяло пламя, и золою
Становится душа моя живая.
Когда сиял огонь тот, не страдая,
Свое носил я бремя роковое,
Я видел путь к душевному покою
И не боялся, смерти ожидая.
Но небеса всего меня лишили,
Забрав огонь, а с ним – мое спасенье.
И вот, как уголь, медленно я тлею.
И если новой не наполнит силой
Меня любовь, то ветра дуновенье
Золу души сгоревшей всю развеет.
***
Во времени назад вернуться мне бы,
Когда не так горело страсти пламя.
Вновь дивный лик увидеть мне очами
Позволь! Но нет: ее забрало небо.
Хоть сам уже я старый и нелепый,
Стремлюсь все к ней усталыми мечтами.
Наполни же ты грудь мою слезами,
Коль слезы для тебя – замена хлеба.
Но если верно, что живешь, питаясь
Слезами, ты, Любовь, младых влюбленных,
Не будут ли мои казаться сажей?
Душе моей, что смерти ждет, смиряясь,
Защитой стань от стрел твоих зажженных:
Коль лес сгорел, огонь ему не страшен.
На сегодняшний день стихотворное наследие Виттории включает 390 стихов:
141 Rimi amorose - любовные стихи, (по большей части написаны между 1526 и началом 1530-х годов)
217 Rimi spirituali - духовные стихи, (1530—1540-е годы)
32 эпистолярных стихотворения
кроме этого - 109 сонетов, найденных недавно и посвященных Микеланджело.
Проза ее известна тремя письмами кузену, одним письмом Бернардино Окино, ее другу, и размышлением о молитве Аве Мария...