Найти в Дзене
iнженерикус

Техническая информация о редукторных маслах.

В настоящее время редукторы нашли широкое применение в сфере промышленности, там, где требуется приложение серьезных физических усилий. Их основной функцией является преобразование мощности в полезную работу со снижением усилия, необходимого для привода устройства. Источником мощности в редукторном механизме могут являться электромоторы, паровые или газовые турбины. С помощью редуктора вырабатываемая мощность передается на рабочий механизм. В зависимости от типа используемой передачи, выделяют планетарные, червячные, цилиндрические и волновые редукторы. Поэтому внутри редуктора могут находиться зубчатые колеса, винты, рейки и валы. Для их смазки используется редукторное масло. Кроме смазывания движущихся деталей, редукторное масло должно обеспечивать хороший отвод и рассеивание тепла, очистку и защиту деталей от коррозии. В дополнение ко всему масло должно быть совместимо с эластомерами и с лакокрасочными покрытиями. В качестве основы при производстве индустриальных редукторных масел и

В настоящее время редукторы нашли широкое применение в сфере промышленности, там, где требуется приложение серьезных физических усилий. Их основной функцией является преобразование мощности в полезную работу со снижением усилия, необходимого для привода устройства.

Редуктор на ленточнопильном станке WE-350-AR (фото автора)
Редуктор на ленточнопильном станке WE-350-AR (фото автора)

Источником мощности в редукторном механизме могут являться электромоторы, паровые или газовые турбины. С помощью редуктора вырабатываемая мощность передается на рабочий механизм.

В зависимости от типа используемой передачи, выделяют планетарные, червячные, цилиндрические и волновые редукторы. Поэтому внутри редуктора могут находиться зубчатые колеса, винты, рейки и валы. Для их смазки используется редукторное масло.

Функции редукторных масел (инфографика автора)
Функции редукторных масел (инфографика автора)

Кроме смазывания движущихся деталей, редукторное масло должно обеспечивать хороший отвод и рассеивание тепла, очистку и защиту деталей от коррозии. В дополнение ко всему масло должно быть совместимо с эластомерами и с лакокрасочными покрытиями.

В качестве основы при производстве индустриальных редукторных масел используются минеральные или синтетические базовые масла. Базовое масло составляет 95-99% всего объема редукторного масла. Оставшиеся 1-5% от объема занимают присадки. Основными присадками в индустриальных редукторных маслах являются противозадирные и противоизносные, они, как правило, составляют от 40 до 60% от всего объема присадок. Эти присадки добавляют в масла, для того чтобы предотвратить задиры и сваривание поверхностей трения под действием высокого давления или больших нагрузок. В меньшем объеме в редукторных маслах присутствуют антипенные присадки (>1%), деэмульгаторы (>1%), ингибиторы ржавления (5-10%) и пассиваторы меди (2-7%). Также в редукторных маслах могут присутствовать антиокислительные присадки и модификаторы трения.

Самый простой способ смазки компонентов редуктора – это смазывание погружением. Метод сочетает в себе преимущества экономичности и простоты обслуживания с преимуществами надёжного, непрерывного смазывания с высоким охлаждающим эффектом. Другими видами смазки редукторов являются циркуляционная смазка разбрызгиванием и циркуляционная смазка под давлением. Для окружных скоростей, при которых смазывание погружением более не является эффективным, а также для большинства редукторов с подшипниками скольжения применяется циркуляционная смазка под давлением с впрыском масла в зону зубчатого зацепления. Циркуляционная смазка под давлением применяется вплоть до самых высоких окружных скоростей. Подача масла на боковые поверхности зубьев осуществляется щелевыми форсунками или масляными разбрызгивателями.

Вязкостные свойства индустриальных редукторных масел определяются по ISO 3448 «Industrial liquid lubricants. ISO viscosity classification». Измеряется кинематическая вязкость при 40°С в сантистоксах (сСт). Для определения принадлежности масла тому или иному классу вязкости допустимый диапазон ее значений равен +/- 10%. Типовой диапазон вязкости гидравлических масел находится в пределе ISO VG32 – ISO VG 1000. Но существуют редукторные масла и с большей вязкостью.

Вязкостные характеристики редукторных масел (фото из открытых источников)
Вязкостные характеристики редукторных масел (фото из открытых источников)

Эксплуатационные характеристики редукторных масел регламентируют несколько стандартов. Наиболее популярный стандарт - это DIN 51517 «Lubricants - Lubricating oils - Minimum requirements» состоящий из трех частей. Дополнительную информацию также можно найти в стандарте DIN 51502 «Designation of lubricants and marking of lubricant containers, equipment and lubricating points».

Классификация редукторных масел по DIN 51517 p.1-p.3 и DIN 51502 (инфографика автора)
Классификация редукторных масел по DIN 51517 p.1-p.3 и DIN 51502 (инфографика автора)

Второй, менее популярный стандарт, ISO 6743-6 «Lubricants, industrial oils and related products (class L) — Classification — Part 6: Family C (gear systems)». Классификация группы С устанавливает категории продуктов, исходя из области их применения и состава.

Классификация редукторных масел по ISO 6743-6 (инфографика автора)
Классификация редукторных масел по ISO 6743-6 (инфографика автора)

Для редукторов американского производства используется классификация масел AGMA (Американская ассоциация производителей редукторов). Стандарт AGMA 9005.

Сроки годности при хранении редукторных масел, как правило, не превышают 5 лет. Своевременная замена редукторных масел обеспечивает правильную работу редуктора и ведет к продлению срока его службы. Необходимость в заливке нового масла обусловлена выработкой присадок и загрязнением масла посторонними веществами. В настоящее время во многих редукторах масло залито на весь срок службы редуктора и его замена в процессе эксплуатации не предполагается. Однако, в редукторе могут выйти из строя любые части механизма, например подшипники, и тогда при ремонте заменить масло все равно придется.

Если в эксплуатационной документации нет рекомендаций производителя по интервалам замены (но масло залито не на весь срок службы), то рекомендуется менять масло каждые 2200 часов работы или один раз в 12 месяцев.

При замене редукторного масла начать необходимо с его удаления из редуктора. Перед сливом масла необходимо развернуть редуктор таким образом, чтобы сливное отверстие находилось в самом нижнем положении. Рекомендуется сливать масло после активной работы редуктора, чтобы масло было теплым. Если в редукторе установлен фильтр, то после слива масла он должен быть очищен или заменен. Затем закрывается сливное отверстие и производится заливка нового масла через заливное отверстие до необходимого уровня. После закрытия заливного отверстия производится пуск с последующей остановкой редуктора. После этого производится повторная проверка уровня масла в редукторе и при необходимости его доливка.

Для промывки редукторов существуют специальные составы, которые заливаются в загрязненное редукторное масло на срок до 48 часов. Но лучше всего провести очистку деталей при разборе редуктора в период его ремонта.

Отработанные редукторные масла нельзя сливать в системы канализации, а также вывозить на полигоны для захоронения. Отработанные масла подлежат сбору и передаче специализированным организациям для обезвреживания.

При работе с ними необходимо принимать меры, чтобы предотвратить попадание их на кожу, а также вдыхание масляных паров. Рекомендуется при работе с отработанными маслами:

• для предотвращения контакта смазочных материалов с кожей, надевать средства индивидуальной защиты;

• при попадании редукторного масла на кожу, быстро смыть ее или стереть;

• не стирать масло с кожи бензином, керосином или другими подобными растворителями, так как они разрушают естественную жировую смазку кожи и вызывают ощущение сухости;

• смывать масло с кожи нужно только при помощи теплой воды с мягким мылом либо рекомендованным очищающим средством для рук. Вытирать руки нужно чистыми полотенцами для рук;

• тщательно мыть руки в конце рабочего дня и перед едой;

• снимать загрязненную одежду и тщательно очищать ее перед тем, как снова надеть;

• не вдыхать масляные пары;

• немедленно собирать пролитое масло и накапливать его в соответствии с экологическими нормами и правилами.

Также не забывайте всегда читать инструкции о специальных мерах по технике безопасности и работе со смазочными материалами в листках безопасности.

Спасибо! Надеюсь, эта статья была Вам полезной!