Киноверсии сказок Шарля Пьеро и Братьев Гримм - недофэнтези с чернокожими актерами
Во время самоизоляции вышла очередная мрачная сказка про немного пугающее приключение Гретель и Гензель в темном и страшном лесу. Несмотря на то, что главную роль в этой киноленте превосходно исполнила София Лиллис (Беверли Марш из в фильма «Оно»), ремейк историю Братьев Гримм получился непонятным с запутанным повествованием. После просмотра сложилось ощущение, что Дэвид Линч пересказал нам знакомую историю: есть вопросы, на которые не найти ответа.
С момента выхода последней части приключений о Гарри Поттере прошло 9 лет, а мировой кинематограф так и не порадовал сказкой, которая пришлась бы по вкусу всем.
Упор на инди-кино
Все мы родом из детства, и всем мы любим сказки. Например, лично я с удовольствием недавно пересмотрел «Василису прекрасную», вышедшую на большие экраны в 1938 году. Еще раз браво Александру Роу, который сумел в те далекие годы снять настоящую русскую сказку с ее неповторимым колоритом и героями. К сожалению, за последние 20-30 лет российский кинематограф нам так и не подарил подобного произведения искусства, не побоюсь этого слова.
Наиболее удачный сказочный продукт выпустил российский филиал компании Дисней. Речь о фильме «Последний богатырь», где, как по мне, гармонично удалось вписать в современные реалии классических персонажей русских народных сказок. Подросткам данный фильм был очень интересен, да и взрослые охотно его посмотрели.
Что и говорить, россияне соскучились по волшебству, путешествиям по дремучему лесу, где ждет что-то неизведанное, пугающие и увлекающие в дальние дали. Я не хочу ругать российский кинематограф (это уже делает BadComedian), но факт, остаётся фактом: наши режиссеры разучились снимать сказки.
Хотя сюжетов в русском фольклоре полно. Например, героиня «Морозко» Инна Чурикова против ремейков на главную новогоднюю сказку нашей страны. В беседе со мной она отметила:
«В русском фольклоре много пугающих историй. Например, девочка взлезла в дно ушко корове, а вылезла через другое. Достаточно материала, чтобы сделать пугающую, увлекательную интересную историю. Другой момент, что нет режиссеров, которые могли бы это снять, а также нет актеров, способных воплотить эти образы в жизнь», - сказал мне Чурикова.
Речь в данном случае, конечно, о российском кинематографе. Хотя, Голливуд и независимые европейские студии также не удивляют нас интересными историями.
Сейчас на Западе в моде экранизация мрачных сказок Братьев Гримм. Упор делается на инди-кино: в нем возможно все. Например, в последнем фильме «Грензель и Гретель» появился чернокожий охотник. Моему разочарованию не было предела. Я ждал пересказа известной сказки, а получилось очень странное фэнтези о становлении колдуньи, где есть место рассуждениям о судьбе, истинном предназначении. При просмотре почему-то вспомнились слова из песни "Золотое Кольцо" "Напилася я пьяна": "Если б раньше я знала, что так за мужем плохо, расплела бы я русу косоньку да сидела б я дома".
Кино наполнено странными отсылками. Мы видим не пряничный домик, а хижину ведьмы, построенную в стиле постмодернизма. Колдунья с помощью черной магии из останков детей делает вкусные блюда и зазывает мальчишек и девчонок на обед в это странное жилище. Финал сказки и вовсе убил. Ощущение, что я впустую потратил полтора часа своего времени.
Прерванная повествовательная нить
Если честно, то я ностальгирую порой по 1980-м – начале 1990-м годам, когда вышли пугающие с пластмассовыми спецэффектами сказки, но они были интересны и наполнены различными смыслами. Среди них, например, фильм снятый про Румпельштильцхена. Эта мрачная кинолента вышла в далеком 1995 году и рассказывает о похитителе детей, отвратительном, злобном карлике-горбуне Румпельштильцхене.
Это наиболее удачный пример того, когда старая сказка умело вписывается в современный мир. Хочется досмотреть до конца даже несмотря на дешевые спецэффекты и местами отвратительную игру актеров.
Также в далекие 1980-ые годы вышла неповторимая и увлекающая «Бесконечная история». Мальчик Бастиан попадает в мир бегающих улиток, летающих собак, бескрылых Драконов Удачи, проказливых эльфов и ходячей каменоломни по имени Камнекус. Да, спецэффекты уже не те, но история подана так, что ее хочется пересматривать снова и снова.
Сегодня мало кто помнит, что почти 40 лет назад на большие экраны вышел музыкальный фильм «Лабиринт» от создателей легендарного «Маппет-шоу». Саре является король гоблинов Джаред, который рассказывает про странный мир в виде бесконечного лабиринта. Он говорит девушке, что похитил ее брата. Он находится в его замке в центре этого сказочного и запутанного мира.
У Сары есть ровно тринадцать часов, чтобы спасти брата, иначе мальчик навсегда превратится в гоблина. Девушка отправляется в рискованное путешествие, полное опасных приключений и невиданных существ.
Старые сказки на новый лад
Первое десятилетие XXI века также было насыщено неплохими историями. Например, фильм «Зачарованная» рассказывает про принцессу из мира диснеевских сказок, которую злобная колдунья отправляет в реальный мир. Эта история затрагивает важную тему: за клишированным «любовь с первого взгляда» ничего не стоит кроме разочарования. Истинная любовь должна пройти проверку, закалиться. Нужно сначала получше узнать своего сказочного принца, прежде чем отправиться с ним под венец.
Кинематограф наполнен такими увлекательными историями как «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер», «Властелин колец». Наступает мода на переосмысление старых сказок. Например, Тим Бёртон снял фильм о взрослой Алисе Кинглси, которая вновь попадет в «Страну чудес», чтобы не только победить Бармаглотика, но и обрести свое потерянное в далеком детстве «я».
На экраны вышла прекрасная комедия «Братья Гримм». В этом фильме мы не только увидим героев знаменитых сказок, но поймем, что за сказочными историями стоит суровая реальность. Не все легенды так сахарно-ванильно прекрасны. Об этом нам поведает темная королева, которую превосходно сыграла Моника Беллуччи.
На экраны вышло неплохое переосмысление сказки «Малефисента» с Анджелиной Джоли в главной роли, а также трилогия «Хоббит». Период с 2000 по 2014 годы стал не плохим для экранизации волшебных историй. Авторы еще не пытаются извратить их, не перегоняют через фильтр толерантности, не включают повально геев и чернокожих персонажей. Поэтому данные сказки хочется пересматривать и сегодня.
В них присутствует магия волшебства, которой нам так не хватает. Поэтому нас затягивает «Моя ужасная няня», «Волшебник из страны Оз», «Чем дальше в лес» и т.д.
В мире потрясений нет места сказкам
К сожалению, за последние 5-7 лет мне не приходит на ум сказка, которая бы меня впечатлила. Разве что «Большой и добрый великан», который прошел сложный путь прежде чем попасть на большие экраны. Возможно, неплох «Кролик Питер» и переосмысление «Джуманджи».
В продолжениях многих вышеперечисленных кинофраншиз появилась политика, феминизм. Ощущение, что я смотрю не волшебную историю, а дорогую агитку за права женщин. Мужские персонажи невнятные, когда как дамочки просто брызжут на зрителя тестостероном. Магия волшебства убивается напрочь. Например, так произошло в продолжении "Малефисенты".
Лично мне запомнилась история о повзрослевшем Кристофере Робине. Фильм «Кристофер Робин», вышедший в 2018 году, показывает, что порой нам, взрослым, нужна помощь героев из далекого детства. Забытые игрушки возвращаются во взрослый мир самого знаменитого мальчика в мире, чтобы вырвать его из серой рутины и напомнить о том, что предаваться мечтам неплохо. Когда ты разучишься это делать, то обречешь на страдания не только себя, но и своих близких.
Неплохим получился ремейк на мультфильм «Аладдин». Хоть здесь уже поднимается тема женской независимости , но сама по себе кинолента яркая, с хорошими песнями и игрой актеров. Такое можно посмотреть вместе с детьми.
Сейчас готовится несколько спорных проектов. Например, на большие экраны вернется история про русалочку Ариэль. Скандал вокруг экранизации этой сказки разгорелся из-за каста актеров. На роль младшей дочери царя Тритона взяли чернокожую актрису. Отмечу, что даже афроамериканцы против такого подхода, но студия «Дисней» уже определилась с выбором, и ее не переубедить.
Почему разучились снимать сказки? Наверно, когда ты находишься на самоизоляции, смотришь на бунты, убийства, свержение режимов, произвол полицейских, уничтожение несогласных с режимом людей, то ты перестаешь верить в чудо. Продюсеры боятся, что если они снимут просто красивую историю про Гретель и Грензеля с каноничными белыми детьми, сладким домиком, без геев, чернокожих и феминисток, то подвергнуться нападкам, цензуре. Кинолента не окупится в прокате, а деньги в бизнесе главное.
Поэтому на экраны выплывает чернокожая русалка, гей поет о любви к главному антагонисту в «Красавице и чудовище», а мы, зрители, возвращаемся в далекое прошлое, чтобы очиститься и еще раз окунуться в этот потерянный, немного пугающий и забытый волшебный мир настоящей сказки.
Не отписывайтесь! На «Киноамнезия» Вас ждет много всего интересного!