Найти тему
Киноамнезия

Без волшебства: почему сказки стали не про добро, а феминизм и толерантность

Оглавление

Киноверсии сказок Шарля Пьеро и Братьев Гримм - недофэнтези с чернокожими актерами

Во время самоизоляции вышла очередная мрачная сказка про немного пугающее приключение Гретель и Гензель в темном и страшном лесу. Несмотря на то, что главную роль в этой киноленте превосходно исполнила София Лиллис (Беверли Марш из в фильма «Оно»), ремейк историю Братьев Гримм получился непонятным с запутанным повествованием. После просмотра сложилось ощущение, что Дэвид Линч пересказал нам знакомую историю: есть вопросы, на которые не найти ответа.

С момента выхода последней части приключений о Гарри Поттере прошло 9 лет, а мировой кинематограф так и не порадовал сказкой, которая пришлась бы по вкусу всем.

Современные сказки убили политические тренды и толерантность "уровня Бог"
Современные сказки убили политические тренды и толерантность "уровня Бог"

Упор на инди-кино

Все мы родом из детства, и всем мы любим сказки. Например, лично я с удовольствием недавно пересмотрел «Василису прекрасную», вышедшую на большие экраны в 1938 году. Еще раз браво Александру Роу, который сумел в те далекие годы снять настоящую русскую сказку с ее неповторимым колоритом и героями. К сожалению, за последние 20-30 лет российский кинематограф нам так и не подарил подобного произведения искусства, не побоюсь этого слова.

Чем хороши русские народные сказки: в них нет геев и чернокожих
Чем хороши русские народные сказки: в них нет геев и чернокожих

Наиболее удачный сказочный продукт выпустил российский филиал компании Дисней. Речь о фильме «Последний богатырь», где, как по мне, гармонично удалось вписать в современные реалии классических персонажей русских народных сказок. Подросткам данный фильм был очень интересен, да и взрослые охотно его посмотрели.

Что и говорить, россияне соскучились по волшебству, путешествиям по дремучему лесу, где ждет что-то неизведанное, пугающие и увлекающие в дальние дали. Я не хочу ругать российский кинематограф (это уже делает BadComedian), но факт, остаётся фактом: наши режиссеры разучились снимать сказки.

Кадр из фильма "Последний богатырь"
Кадр из фильма "Последний богатырь"

Хотя сюжетов в русском фольклоре полно. Например, героиня «Морозко» Инна Чурикова против ремейков на главную новогоднюю сказку нашей страны. В беседе со мной она отметила:

«В русском фольклоре много пугающих историй. Например, девочка взлезла в дно ушко корове, а вылезла через другое. Достаточно материала, чтобы сделать пугающую, увлекательную интересную историю. Другой момент, что нет режиссеров, которые могли бы это снять, а также нет актеров, способных воплотить эти образы в жизнь», - сказал мне Чурикова.

Кадр из фильма "Морозко"
Кадр из фильма "Морозко"

Речь в данном случае, конечно, о российском кинематографе. Хотя, Голливуд и независимые европейские студии также не удивляют нас интересными историями.

Сейчас на Западе в моде экранизация мрачных сказок Братьев Гримм. Упор делается на инди-кино: в нем возможно все. Например, в последнем фильме «Грензель и Гретель» появился чернокожий охотник. Моему разочарованию не было предела. Я ждал пересказа известной сказки, а получилось очень странное фэнтези о становлении колдуньи, где есть место рассуждениям о судьбе, истинном предназначении. При просмотре почему-то вспомнились слова из песни "Золотое Кольцо" "Напилася я пьяна": "Если б раньше я знала, что так за мужем плохо, расплела бы я русу косоньку да сидела б я дома".

Современная сказка "Грензель и Гретель" полна отсылок к масонам
Современная сказка "Грензель и Гретель" полна отсылок к масонам

Кино наполнено странными отсылками. Мы видим не пряничный домик, а хижину ведьмы, построенную в стиле постмодернизма. Колдунья с помощью черной магии из останков детей делает вкусные блюда и зазывает мальчишек и девчонок на обед в это странное жилище. Финал сказки и вовсе убил. Ощущение, что я впустую потратил полтора часа своего времени.

Прерванная повествовательная нить

Если честно, то я ностальгирую порой по 1980-м – начале 1990-м годам, когда вышли пугающие с пластмассовыми спецэффектами сказки, но они были интересны и наполнены различными смыслами. Среди них, например, фильм снятый про Румпельштильцхена. Эта мрачная кинолента вышла в далеком 1995 году и рассказывает о похитителе детей, отвратительном, злобном карлике-горбуне Румпельштильцхене.

Кадр из фильма "Румпельштильцхен"
Кадр из фильма "Румпельштильцхен"

Это наиболее удачный пример того, когда старая сказка умело вписывается в современный мир. Хочется досмотреть до конца даже несмотря на дешевые спецэффекты и местами отвратительную игру актеров.

Кадр из фильма "Румпельштильцхен"
Кадр из фильма "Румпельштильцхен"

Также в далекие 1980-ые годы вышла неповторимая и увлекающая «Бесконечная история». Мальчик Бастиан попадает в мир бегающих улиток, летающих собак, бескрылых Драконов Удачи, проказливых эльфов и ходячей каменоломни по имени Камнекус. Да, спецэффекты уже не те, но история подана так, что ее хочется пересматривать снова и снова.

Кадр из фильма "Бесконечная история"
Кадр из фильма "Бесконечная история"

Сегодня мало кто помнит, что почти 40 лет назад на большие экраны вышел музыкальный фильм «Лабиринт» от создателей легендарного «Маппет-шоу». Саре является король гоблинов Джаред, который рассказывает про странный мир в виде бесконечного лабиринта. Он говорит девушке, что похитил ее брата. Он находится в его замке в центре этого сказочного и запутанного мира.

Кадр из фильма "Лабиринт"
Кадр из фильма "Лабиринт"

У Сары есть ровно тринадцать часов, чтобы спасти брата, иначе мальчик навсегда превратится в гоблина. Девушка отправляется в рискованное путешествие, полное опасных приключений и невиданных существ.

Старые сказки на новый лад

Первое десятилетие XXI века также было насыщено неплохими историями. Например, фильм «Зачарованная» рассказывает про принцессу из мира диснеевских сказок, которую злобная колдунья отправляет в реальный мир. Эта история затрагивает важную тему: за клишированным «любовь с первого взгляда» ничего не стоит кроме разочарования. Истинная любовь должна пройти проверку, закалиться. Нужно сначала получше узнать своего сказочного принца, прежде чем отправиться с ним под венец.

Кадр из фильма "Зачарованная"
Кадр из фильма "Зачарованная"

Кинематограф наполнен такими увлекательными историями как «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер», «Властелин колец». Наступает мода на переосмысление старых сказок. Например, Тим Бёртон снял фильм о взрослой Алисе Кинглси, которая вновь попадет в «Страну чудес», чтобы не только победить Бармаглотика, но и обрести свое потерянное в далеком детстве «я».

Кадр из фильма "Алиса в стране чудес"
Кадр из фильма "Алиса в стране чудес"

На экраны вышла прекрасная комедия «Братья Гримм». В этом фильме мы не только увидим героев знаменитых сказок, но поймем, что за сказочными историями стоит суровая реальность. Не все легенды так сахарно-ванильно прекрасны. Об этом нам поведает темная королева, которую превосходно сыграла Моника Беллуччи.

Кадр из фильма "Братья Гримм"
Кадр из фильма "Братья Гримм"

На экраны вышло неплохое переосмысление сказки «Малефисента» с Анджелиной Джоли в главной роли, а также трилогия «Хоббит». Период с 2000 по 2014 годы стал не плохим для экранизации волшебных историй. Авторы еще не пытаются извратить их, не перегоняют через фильтр толерантности, не включают повально геев и чернокожих персонажей. Поэтому данные сказки хочется пересматривать и сегодня.

Кадр из фильма "Хоббит"
Кадр из фильма "Хоббит"

В них присутствует магия волшебства, которой нам так не хватает. Поэтому нас затягивает «Моя ужасная няня», «Волшебник из страны Оз», «Чем дальше в лес» и т.д.

В мире потрясений нет места сказкам

К сожалению, за последние 5-7 лет мне не приходит на ум сказка, которая бы меня впечатлила. Разве что «Большой и добрый великан», который прошел сложный путь прежде чем попасть на большие экраны. Возможно, неплох «Кролик Питер» и переосмысление «Джуманджи».

Кадр из фильма "Большой и добрый великан"
Кадр из фильма "Большой и добрый великан"

В продолжениях многих вышеперечисленных кинофраншиз появилась политика, феминизм. Ощущение, что я смотрю не волшебную историю, а дорогую агитку за права женщин. Мужские персонажи невнятные, когда как дамочки просто брызжут на зрителя тестостероном. Магия волшебства убивается напрочь. Например, так произошло в продолжении "Малефисенты".

Кадр из фильма "Малефисента 2"
Кадр из фильма "Малефисента 2"

Лично мне запомнилась история о повзрослевшем Кристофере Робине. Фильм «Кристофер Робин», вышедший в 2018 году, показывает, что порой нам, взрослым, нужна помощь героев из далекого детства. Забытые игрушки возвращаются во взрослый мир самого знаменитого мальчика в мире, чтобы вырвать его из серой рутины и напомнить о том, что предаваться мечтам неплохо. Когда ты разучишься это делать, то обречешь на страдания не только себя, но и своих близких.

Кадр из фильма "Кристофер Робин"
Кадр из фильма "Кристофер Робин"

Неплохим получился ремейк на мультфильм «Аладдин». Хоть здесь уже поднимается тема женской независимости , но сама по себе кинолента яркая, с хорошими песнями и игрой актеров. Такое можно посмотреть вместе с детьми.

Постер к фильму "Аладдин"
Постер к фильму "Аладдин"

Сейчас готовится несколько спорных проектов. Например, на большие экраны вернется история про русалочку Ариэль. Скандал вокруг экранизации этой сказки разгорелся из-за каста актеров. На роль младшей дочери царя Тритона взяли чернокожую актрису. Отмечу, что даже афроамериканцы против такого подхода, но студия «Дисней» уже определилась с выбором, и ее не переубедить.

Русалочка Ариэль в угоду толерантности теперь будет выглядеть так
Русалочка Ариэль в угоду толерантности теперь будет выглядеть так

Почему разучились снимать сказки? Наверно, когда ты находишься на самоизоляции, смотришь на бунты, убийства, свержение режимов, произвол полицейских, уничтожение несогласных с режимом людей, то ты перестаешь верить в чудо. Продюсеры боятся, что если они снимут просто красивую историю про Гретель и Грензеля с каноничными белыми детьми, сладким домиком, без геев, чернокожих и феминисток, то подвергнуться нападкам, цензуре. Кинолента не окупится в прокате, а деньги в бизнесе главное.

Скоро произойдет переосмысление старых сказок на новый лад
Скоро произойдет переосмысление старых сказок на новый лад

Поэтому на экраны выплывает чернокожая русалка, гей поет о любви к главному антагонисту в «Красавице и чудовище», а мы, зрители, возвращаемся в далекое прошлое, чтобы очиститься и еще раз окунуться в этот потерянный, немного пугающий и забытый волшебный мир настоящей сказки.

Не отписывайтесь! На «Киноамнезия» Вас ждет много всего интересного!