Найти тему
Yorker

Почему школа это инструмент государства?

Нужна ли школа? Кому? Как работает капиталистическое общество и как ты работаешь на него.

В этой статье я кратко и доступно расскажу об одной из идей французского философа неомарксиста Луи Альтюссера.

Для того, чтобы правильно истолковать цитату, безусловно нужно обратиться к важнейшей работе философа «Идеология и идеологические аппараты государства» (1969-1970).

Автор начинает свое исследование с разбора капиталистического общества. Любая экономическая формация должна воспроизводить производственные силы и производственные отношения. Как работает экономика при капитализме? Все просто: любое производство состоит из двух важнейших элементов — рабочего и станка. Мое описание максимально упрощено и грубо, но в целом это так. Для буржуа (владельца предприятия) важно воспроизводить средства производства — постоянно поддерживать оборудование предприятия в рабочем состоянии, если надо починить или закупать новое. Это легко воспроизводимо, так как есть другие предприятия, которые всегда готовы произвести нужное количество новых станков.

Вот яркий пример воспроизводства средств производства из статьи Альтюссера: «Господин Х, капиталист, который производит на своей прядильной фабрике шерстяную ткань, должен воспроизводить сырье, станки и так далее. Но он не производит сырье для своего производства— это делают другие капиталисты: крупный австралийский овцевод— господин Y; крупный производитель станков — господин Z и так далее и тому подобное. Но эти господа, чтобы производить ту продукцию, которая обуславливает воспроизводство условий производства господина Х, тоже должны воспроизводить условия своего собственного производства. И так до бесконечности, причем в таких пропорциях, чтобы спрос на средства производства (для воспроизводства) мог быть удовлетворен предложением в пределах национального, если не мирового, рынка.»

Значит со станками разобрались, а как быть с рабочими? А здесь и начинается самое интересное. Во-первых, чтобы воспроизводить рабочих, нужно выплачивать им заработную плату. Но только для того, чтобы этот самый трудящийся пришел на свое рабочее место на следующий день. Ни больше ни меньше, в капиталистическом обществе с точки зрения марксистов человек = станок. Так же, как и станок, важно поддерживать человека в рабочем состоянии. Только у этих двух важных элементов производства есть одно важное отличие — рабочий не всегда контролируем. Как же правильно воздействовать на него, чтобы организм воспроизводства работал постоянно и непоколебимо? Необходимо воздействовать с помощью государства.

-2

Здесь важно уточнить, что в капиталистической системе общества, государством является правящий класс, то есть буржуа. Государство — это машина, позволяющая осуществлять господство над рабочим классом.

По мнению философа, есть два действенных способа подчинения людей. Правящий класс может использовать репрессивный и идеологический аппараты государства. Репрессивный аппарат государства — это возможность правительства регулировать действия населения с помощью физического насилия, так как только правящая элита имеет на это монополию. К институтам РАГ относятся армия, полиция, суды, тюрьмы. Все те органы, которые имеют материальное воздействие на человека. Но только одного РАГа не достаточно для контроля общества, важно также идеологически воздействовать на людей, и для этого есть идеологический аппарат государства. За основу концепции, Луи Альтюссер берет идею Антонио Грамши о культурной гегемонии, дорабатывает и систематизирует ее, соединяя с идеей марксизма. 

Разделение на репрессивные и идеологические аппараты государства
Разделение на репрессивные и идеологические аппараты государства

В таблице перечислены социальные институты, которые относятся к ИАГ и РАГ. Стоит заметить, что в ИАГ все институты являются частными, а в РАГ — общественными, что делает идеологические аппараты пространством для классовой борьбы. Если государство имеет полный контроль над полицией, то СМИ являются полем для высказываний, так как сфера государства не подпадает под частное право. Теоретически, у рабочих есть способность высказать свое мнение, хотя в реальности это осложняется физической возможностью вмешательства государства. Например: цензура на телевидении это явное или неявное вмешательство гос-ва в ИАГ, которое задействует РАГ. Это демонстрирует, что оба аппарата государства сильно взаимосвязаны. Для стабильности режима необходимо четкое и слаженное функционирование репрессивного и идеологического аппаратов. Исключительно репрессивного аппарата не существует, как и не существует в чистом виде идеологического аппарата.

Однако, работа ИАГа осложняется тем, что этот аппарат скрыт и не явен — воздействие на массы не так очевидно, хотя оно безусловно есть и имеет колоссальное влияние. Это подтверждает текст Н.К. Крупской «Пройденный путь», в котором она показывает, как важна была для В.И. Ленина школьная система образования. Школьный план уроков появился именно тогда.

Нервные успокойтесь
Нервные успокойтесь

Альтюссер фиксирует внимание на школьном идеологическим аппарате государства. Школа — это место, куда индивидуумы приходят еще в самом раннем возрасте. Детей учат чтению, письму, счету и другим практическим навыкам, но помимо этого, ученики усваивают определенные правила порядка общества, которые установлены господствующим классом. Школьники учатся, либо правильно говорить (взаимоотношения рабочего с рабочим), либо правильно распоряжаться (отношения владельца предприятия с рабочим, что бывает довольно редко). Большинство преподавателей даже не осознают своей функции в общей системе. Порой, даже вкладывают весь свой талант и всю свою душу в работу.  

«Они и не подозревают, что своими стараниями способствуют поддержанию и подпитке того идеологического представления о школе, которое сегодня превращает ее в настолько же естественную и полезно-необходимую, даже благотворную для наших современников, каковой была церковь для наших предков еще несколько веков назад.»

Тем не менее, есть учителя герои, которые вопреки идеологии пытаются дать детям важные внеидеологические вещи, но таких людей мало.

Если в Средневековье важнейшими идеологическими аппаратами государства была пара — церковь-семья, то в наше время — это пара школа-семья. Важно «на словах» воздействовать на человека.

Как мы можем заметить, в разные эпохи доминирует влияние определенных ИАГ. Можно предположить, что доминирование определенных ИАГ в наше время тоже сместилось. Альтюссер даже не мог представить, как технический прогресс изменит общество. В 21 веке средства массовой коммуникации претендуют на идеологическое доминирование над обществом. Однако, отрицать влияние школы как института не стоит, так как в своей форме она мало изменилась, может быть, даже только усовершенствовалась.

-5

Перечислим еще раз все характеристики идеологических аппаратов государства

  • Частная сфера => поле для дискурса.
  • Подчиняется гос-ву лишь частично. 
  • Применение идеологии.
  • Скрыт и не явен.
  • Воспроизводит общественные отношения (отношения капиталистической эксплуатации).
  • Взаимосвязан и существует исключительно с репрессивным аппаратом государства.
  • Основан на наблюдениях Антонио Грамши и теории культурной гегемонии.
  • Имеет важнейшее значение для формирование стабильности и порядка.

И закончим статью небольшим объяснением — что же все-таки такое идеология?

В 19 веке под идеологией понимался некий воображаемый bricolage. Идеологию отождествляли с идеями, а идеи вещи идеальные и неопределенные, которые находятся исключительно в сознании и не имеют физического воздействия. Альтюссер меняет понятие и утверждает, что идеология — материальна.

Идеология — воображаемое отношение человека к реальности.

Следуя этому определению, можно сказать, что идеология влияет на материальное поведение субъекта. Индивид соотносит свои идеи с реальным миром, следовательно его поступки определяются его идеологией. В поле идеологии входит множество понятий, с чем человек отождествляет свой мир. Идеи человека существуют в его поступках. Религиозный человек ходит в церковь и ставит свечку — яркий пример влияния идеологии на его реальность. Но также, человек может верить во что угодно и соотносить свою жизнь даже с такими понятиями, как честь достоинство и тд. Идеология проявляется в ритуалах, которые индивид выполняет неосознанно.

Важной составляющей идеологии является неосознаваемость. Совершая определенные действия, порой, мы не связываем это с влиянием идеологии на нас, и это очень важно понимать. Перечисленные выше факторы позволяют сделать вывод о том, что идеология — это сильнейшее оружие.

Подводя итоги, хотелось бы заметить, что тезисы Луи Альтюссера смотрятся весьма убедительно даже спустя 50 после первой публикации. Идеологические аппараты государства существуют и по сей день, поэтому необходимость их изучения актуальна и в 21 веке.

-6