Получение микрозайма - лёгкая процедура. Любой пользователь интернета может её осуществить, просто кликнув мышкой несколько раз. Заветная сумма быстро окажется в кармане счастливого заёмщика, который на данный момент совсем не думает о предстоящих ему сложностях.
Дело в том, что среди микрофинансовых организаций есть разные представители. Далеко не все они работают достойно и честно. Часто они требуют с заёмщиков долги, применяя незаконные методы. Есть несколько советов от сотрудников федеральной службы судебных приставов. Они помогут должникам защитить свои права и не оказаться в плену у коллекторов.
В России каждое действие, связанное с возвратом просроченного долга, до суда, регулирует федеральный закон No 230-ФЗ. Он официально вступил в силу в начале января 2017 г. На основании этого закона кредиторы и коллекторы имеют право вернуть долги согласно досудебному порядку. Однако в данном случае есть как допустимые, так и недопустимые законом методы.
Жалоб от людей, которым досаждают микрофинансовые организации, нанимая коллекторов, много. Они поступают в службу судебных приставов. Это говорит о повышении уровня юридической грамотности граждан, при этом, обоснованные доводы в жалобах подают уже многие. Например, в течение семи последних месяцев в УФСС было рассмотрено более 200 обращений с удовлетворением 25 из них. Кредиторы или коллекторы были оштрафованы на один миллион рублей и больше.
При этом, коллекторов для общения с заёмщиками кредиторы или организации по микрофинансам привлекают не всегда. Чаще они задействуют в этом своих же сотрудников, которые встречаются и общаются с заёмщиками путём смс-сообщений или телефонных звонков.
Часто кредиторы используют третьих лиц в надежде вернуть долги таким образом. Люди жалуются именно на это, будучи оставленными один на один с необходимостью срочного возвращения займа. Нередко их друзья, родственники или коллеги по работе оказываются мишенью для коллекторских атак. Закон No 230-ФЗ свидетельствует о том, что звонки третьим лицам допустимы, но только если должник сам дал их контакты, а они, при этом, не выражали своего несогласия.
Если человеку срочно нужны деньги, он часто подписывает договор о займе в спешке, не глядя на его содержание. При просрочках платежей оказывается, что заёмщик подписал договор, допускающий взаимодействие с третьими лицами с его согласия, поэтому звонкам в адрес родных и близких удивляться не приходится.
Прекратить "домогательства" со стороны коллектора или кредитора третье лицо может очень легко: достаточно публично, во время телефонного разговора, выразить своё несогласие: "Не звоните мне больше по поводу долгов Петрова". Согласно законодательству, этот момент является веской причиной для прекращения любых звонков.
Паниковать заёмщикам не следует ни в коем случае. Психологического давления со стороны коллекторов более чем достаточно. Часто оно выражается в постоянных звонках и тщательно продуманных смс-сообщениях примерно такого содержания: "Если вы не вернёте долг, к вам через три часа выедет инспекция и арестует вашу недвижимость". Или: "Вам не стыдно? У вас маленький ребёнок, неужели вы хотите, чтобы приставы выселили вас из квартиры?" Поскольку люди не знают законодательства, они боятся таких сообщений и паникуют, но действуя подобным образом, кредитор явно нарушает закон No 230-ФЗ. Содержание сообщений не должно быть иным кроме как с указанием суммы взыскания долга, контактов организации и сроков, в течение которых его следует погасить. Угрозы в адрес должников недопустимы вообще.
Согласно законодательству, "норматив" кредиторских звонков составляет не больше одного. То же самое касается и смс-сообщений: максимум их может быть два. Должник имеет полное право не взаимодействовать с кредиторами, если они ведут себя неподобающим образом, и обратиться за помощью к кавлифицированному юристу. Безусловно, опытных коллекторов, привыкших оказывать на людей постоянное психологическое давление, это точно не напугает, но тем самым вы ускорите процесс своей защиты и избавитесь от проблем как можно скорее.
Недавно в УССП Югры поступило интересное обращение от нефтеюганца, получавшего ежедневно более 17 телефонных звонков от кредиторов. Направив в банк официальную жалобу о том, что дальше он будет общаться с кредиторами только посредством своего адвоката, мужчина не смог избавиться от назойливых коллекторов. Тогда его и защитили приставы, проверив микрофинансовую организацию с привлечением к ответственности по закону. Кроме того, служба защитила ещё нескольких сургутян, нижневартовцев и нефтеюганцев. Их признали банкротами в судебном порядке, однако коллекторы звонили им ещё долго и требовали предоставить соответствующие документы.
Требования о предоставлении документов тоже нарушают закон, так как вся информация о банкротах находится в специализированной базе и доступна финансовым организациям. Для того чтобы защитить свои права, должнику нужно тщательно собирать всю информацию о поведении и тактике коллекторов и кредиторов по отношению к нему. Это сохранение договора, скрины всех смс-сообщений, аудиозаписи разговоров по телефону и т.д. Такая тактика ускорит работу приставов и, если нужно, правоохранительных органов.
Увы, но даже после защиты интересов людей в судебном и законодательном порядке кредиторы часто не унимаются и продолжают им досаждать. Тем не менее, со временем на них можно найти управу. Главное - терпение и, безусловно, отсутствие паники и необдуманных поступков, диктуемых эмоциями и ощущением несправедливости и вторжения в свою личную жизнь посторонних людей.
После того как все долги у человека будут погашены, ему рекомендуется хранить договор у себя ещё как минимум в течение трёх последующих лет, чтобы в случае повторных коллекторских атак он мог предъявить его как кредиторам, так и соответствующим органам. Кроме договора, нужно обязательно иметь при себе справку о том, что все задолженности уже погашены. Если же у заёмщика была кредитка и долги по ней погашены, надо пойти в банк и написать официальное заявление о том, чтобы этот счёт был закрыт, так как пользоваться клиент им больше не намерен.
Кстати, помните и о том, что обслуживание кредитных карт, чаще всего, платное, поэтому их своевременное закрытие избавит вас ещё и от ненужной траты денег, списываемых ежемесячно. Иногда люди забывают закрывать кредитные счета, а обслуживание их продолжается. Спустя год или два они бывают искренне удивлены тому, что с них списывают астрономические денежные суммы и пытаются жаловаться в соответствующие инстанции, но безуспешно.
Если вы считаете, что кредиторы по отношению к вам действуют незаконно, то можете позвонить в управление службы приставов по телефонам в Югре: 83467352063 и 83467352013.
Фото: Сергей Михеев/РГ