Если учесть, что в 10 класс идут дети осознанно, с прицелом на поступление в ВУЗ и получение высшего образования, то стоит подумать: какую форму обучения можно выбрать учащемуся и его родителям, чтобы достичь поставленной цели и получить максимальный эффект от учёбы в старших классах. Вот что я думаю по этому поводу? А как вы относитесь к разным формам обучения?
По существующему сейчас закону дети школьного возраста могут обучаться несколькими способами:
- очно;
- очно-заочно;
- семейно;
- дистанционно.
Есть ещё домашнее обучение, на которое переводят детей с проблемами здоровья. Это отдельная история, которая к здоровым детям не применяется.
Остановлюсь на каждой форме и покажу "+" - "-" для старшеклассников.
Очное обучение - традиционная форма, когда дети ходят в школу, посещают уроки согласно расписанию, выполняют задаваемый учителем объём работы, выполняют контрольные задания. Так получают среднее образование подавляющее большинство российских школьников. Результат - ЕГЭ по выбранным предметам, на которые ребята делают упор. К остальным многие относятся как к чему-то необязательному, ненужному. Есть личности, которые стремятся получить хороший аттестат, независимо от того, будут они сдавать экзамены по тем предметам, которые в нём есть. А существуют другие, которые считают, что ему поставят хорошие оценки несмотря ни на что, поэтому не прилагают особых усилий.
В очно-заочной форме, где предполагается обучение по индивидуальному маршруту: часть предметов ученик изучает вместе со всеми в классе на уроке, часть самостоятельно, дома. По дисциплинам из второго списка он сдаёт тесты, контрольные срезы. Чем хороша такая форма? У человека свободный график. Он может сделать упор на необходимые ему для поступления предметы, а по остальным выполнять необходимую базовую часть. При этом время тратится рационально. Школьник может заниматься с репетитором, самостоятельно по учебникам и Интернет ресурсам. Эта форма подходит организованным целеустремлённым натурам.
Семейное обучение полностью ложится на плечи родителей, которые занимаются образованием ребёнка сами: организуют ему усвоение материала по базовым предметам для получения аттестата. Школьник полностью сам организует свой "рабочий" день, выстраивает процесс самоподготовки. Родители либо сами его обучают, либо привлекают педагогов. При этом у человека появляется больше свободного времени, которое он может потратить на расширение кругозора, на дополнительное образование. Данная форма предполагает, что ребёнок будет зачислен в школу только на период сдачи экзаменов, т.к. он должен получить допуск к ним. В случае 11 класса - написать итоговое сочинение.
О дистанционной форме, которую включили в перечень недавно, написано очень много и у всех она на слуху. Многим по понятным причинам она не нравится. Но не всем. По окончании периода ДО появились люди, которым оно понравилось иони хотели бы остаться на этой форме. Здесь всё зависит от индивидуальных качеств личности. В 10-11 классе, по моему мнению, люди уже могут выбрать, что им надо. И ДО может стать для них хорошей альтернативой традиционному обучению.
С моей точки зрения, лучшим способом получения среднего образования является очно-заочная форма. Школьник сосредотачивается на предметах для поступления и в то же время не является оторванным от школы: может обратиться к своим учителям за помощью. У него свободное посещение, поэтому учителям не придётся нервничать по поводу посещения им занятий. При этом сам ученик может предложить форму отчёта или выполнить тестовые/ контрольные задания, которые разработает учитель.
А что думаете вы? Хотелось бы услышать ваше мнение на сей счёт.