Я рассказывала в блоге историю моих отношений с духами Fidji, в которые была заочно влюблена благодаря рекламе в журнале "Бурда Моден". Влюбленность эта усилилась благодаря влиянию моей преподавательницы литературы, женщины модной и стильной, носившей эти духи. Но есть еще один аромат, воспоминания о котором так же связаны для меня с выпускным классом школы и репетитором - правда, по другому предмету: готовившая меня к вступительным экзаменам преподавательница английского предпочитала Byzance от Rochas.
Эта "англичанка" досталась мне в наследство от подруги, окончившей школу на год раньше - она преподавала в том самом вузе, к поступлению в который подруга готовилась (и поступила, естественно). У моей подруги с "англичанкой" сложились наилучшие отношения, и ее родители были довольны результатами подготовки. Но ко мне эта репетиторша демонстрировала неприязнь, и чем дальше, тем откровеннее. Сейчас, набравшись жизненного опыта, я довольно хорошо понимаю причину подобного поведения репетиторши: я планировала поступать совершенно в другой вуз, поэтому мои родители ограничили взаимодействия с ней только ежемесячной выплатой оговоренной в начале учебного года суммы. С меня попросту нечего было взять, кроме этих денег за репетиторские услуги - я не являлась перспективной абитуриенткой. И это накладывало отпечаток на поведение репетиторши. А вот подругины родители старались с ней дружить - и подруга проболталась мне, что те подарили "англичанке" на 8 марта ее любимый Byzance. Так я узнала название духов, которыми для меня пропахли английские неправильные глаголы.
Я знала, что значит название Byzance - знала про Византию, про ее роль в истории, про ее баснословное богатство и про репутацию византийских правителей как коварных и хитрых политиков. Для меня не составляло труда угадать смысловой посыл парфюмеров: духи с таким названием должны были нести отпечаток власти, тайн и коварства. Образ стервы-репетиторши это подтверждал, и для меня Byzance надолго остался ароматом сложных закулисных интриг, о которых можно только догадываться.
Но прошли годы, и я решила отделить мух от котлет - то есть духи от воспоминаний о неудачном преподавателе. Как коллекционера меня очень привлекает флакон созданного в 1987 году аромата Byzance - темно-синее стекло с тисненой золотой этикеткой. Я считаю его одним из самых удачных дизайнерских решений в мире парфюмерии. Причем таким его делает не только выверенность форм, но и сочетание синего с золотом: выпущенный в 1995 году Byzantine визуально проигрывает своему предшественнику, потому что сделан из бесцветного стекла.
Byzance 1987 года - глубокий, богатый, таинственный. Такие ароматы в былые времена принято было относить к вечерним - даже в более легкой концентрации парфюмированной воды он очень требователен к своему окружению: прическе, макияжу, тканям, обстановке вокруг. Он сам сложен - и потому не терпит простоты вокруг. Многим кажется, что в нем есть некая дикость - но рекламные образы 1980-х как будто отрицают это: на них невероятно ухоженные, избалованные роскошью и богатством женщины.
Byzance имеет все атрибуты хита 1980-х, и главный из них - тубероза. Изобильная, нескромная, даже чуть удушающая. Слышны и отголоски моды того времени на ориентальные ароматы: специи, ваниль, сандал, драгоценные сорта дерева, смолы. Естественно, много синтетического мускуса - но не современного, а предыдущей генерации: он придает аромату элегантную гладкость звучания, превращает чрезмерную роскошь в шик.
Несмотря на свою популярность Byzance был снят с производства во второй половине 1990-х. С одной стороны, в моду вошли совсем иные ароматы, с другой - началась эра погони за новинками: покупатели хотели все новых и новых впечатлений. Но в конце 2010-х фирма Rochas словно бы опомнилась (может, ее допекли давние поклонники "Византии", а может, подействовал пример фирм-конкурентов), и вернула Byzance.
Сначала в виде лимитки 2017 года - в сдержанном флаконе, позаимствованном у Madame Rochas, и с более легким, прозрачным ("одеколонным") звучанием. А в 2019 уже на постоянной основе - естественно, с переформулировкой.
Те, кто знакомится с Byzance впервые на примере перевыпуска 2019 года, находят аромат роскошным, глубоким и сложным - весьма и весьма достойным. А вот те, кто помнит Byzance 1980-х, воспринимают новый скорее как фланкер: да, что-то (даже много чего) есть от прежней "Византии", но чувствуется, что Rochas не может сбросить со счетов прошедшие с тех пор три десятилетия и просто вернуть все как было.
Поэтому нынешний Byzance легче, цветочный акцент сместился с фрезии на гелиотроп, специи оставлены в следовых количествах. В официальной пирамиде упоминается фруктовая нота груши - но лично меня радует, что она звучит не десертно и не уводит аромат в разряд гурманских (к тому же в старой версии при желании тоже можно расслышать фрукты). Да, новая версия не является точным воспроизведением старой, но все, что мне нравится в прежней "Византии", я нахожу и в современной.
(С) Виктория Власова
Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора