В отдельных статьях канала уже упоминалось о некоторых балеринах 19 века - о Марии Тальони, Карлотте Гризи, Фанни Эльслер, и настало время, я думаю, упорядочить наши знания. В этой статье речь пойдет в общих чертах о балеринах, представлявших, так сказать, сливки балетного искусства тех уже далеких времен. Чтобы было представление кто и чем запомнился и какой след оставил. Начнем мы с европейских балерин, т.к. все-таки они были тогда на первом плане.
1. Мария Тальони - Сильфида
Мария Тальони - самая первая Сильфида в истории, под которую одноименный спектакль и ставился в 1832 году. Как вы знаете, сделала танец на пуантах верхом искусства и широким явлением. Да, не она первой встала на пуанты. Были и многие другие до нее. Но именно у нее техника пуантов достигла совершенства. Вставая на "почти" пальцы (полностью на пальцы Тальони не вставала; вставала примерно на ту область, которая отделяет пальцы от полупальцев), Мария создавала иллюзию воздушного полета, как будто улетала вверх.
Партия Сильфиды - ее самая громкая, ничего более выдающегося она не танцевала (хотя, например, была заметной ее партия в балетах "Дева Дуная" и "Тень"). Может быть, это из-за слишком большой зависимости от своего отца, Филиппо Тальони, который для нее в основном ставил балеты (лишь однажды Мария танцевала не в его балете, и это вызвало его гневную реакцию; более подобного не повторялось). Превзойти самого себя образца "Сильфиды" он также не смог. Хотя Тальони, например, под занавес карьеры танцевала в легендарном и звездном балете "Па-де-катр", где была первой среди лучших, и где все цветы складывались именно у ее ног.
2. Фанни Эльслер - Флоринда ("Хромой бес") - соперница Тальони, их противостояние является грандиозной вехой в истории балета вообще.
Если Тальони прославилась конкретной партией, то здесь речь идет, скорее, о конкретном танце - легендарной испанской качуче, которая сделала Эльслер невероятно популярной. Пишут, что для того, чтобы лучше передать секреты техники и темперамента танца, Фанни обучалась непосредственно у испанских народных танцовщиков, впитывая необходимые детали. Причем критика потом еще и писала, что Эльслер танцует лучше самих испанцев. За чувственное и темпераментное исполнение своих танцев Эльслер получила от Теофиля Готье эпитет "языческой" танцовщицы (в то время как Тальони - "христианской").
Заклятая соперница Тальони, Эльслер сменила ее на посту главной суперзвезды в Парижской опере, однако там радовала зрителей совсем недолго - всего 3 года, после чего укатила в Америку зарабатывать деньги. Она является первой европейской звездой, посетившей США. Там ее триумф был безоговорочным, ничего подобного американцы еще не видели.
Качучу танцует ведущая солистка Красноярского театра оперы и балета им. Д. Хворостовского Елена Свинко
Тальони, кстати, присутствовала на триумфальной премьере "Хромого беса". По свидетельству журналистов, она отыграла "благожелательный покой", похлопав сопернице кончиками пальцев.
3. Также знаменитой Сильфидой является датчанка Люсиль Гран. Это для нее Август Бурнонвиль в Копенгагене поставил свою "Сильфиду" в 1836 году, которая в датской изоляции дожила до наших дней почти нетронутой.
Несмотря на то, что она была музой Бурнонвиля, Гран не нравились условия работы в Королевском театре, и она со скандалом покинула страну. После этого ничего более выдающегося также не станцевала, хотя в целом ее европейская карьера была успешной. После Дании стала примой Парижской оперы, была принята местной публикой благосклонно. О ней писали, что она "танцовщица не пылкая и не завлекающая", в отличие от Эльслер, но обладает большей грацией, легкостью и простотой. Одно время работала балетмейстером Мюнхенской оперы, где ставила танцы к операм Вагнера, например таким, как "Тангейзер" или "Лоэнгрин".
4. Карлотта Гризи - Жизель ("Жизель").
А это - главная Жизель всех времен и народов. Головокружительный успех главного романтического балета обеспечили 3 человека, влюбленные в "девушку с фиалковыми глазами": писатель и либреттист Теофиль Готье, хореограф Жюль Перро, танцовщик Люсьен Петипа (приписывают чувства к Гризи также со стороны хореографа Жана Коралли и композитора Адольфа Адана). Однако после "Жизели", более ярких партий у Гризи не было. Тому было множество причин, среди которых - расставание с мужем (гражданским) Жюлем Перро, научившим ее многому, и в целом упадок французского балета начиная с 1840-х годов. На излете карьеры погостила Гризи и у нас, однако нельзя сказать, что российская публика и критика были в 100-процентном восторге. А вот гонорары у нее в России были баснословные.
5. Адель Дюмилятр - Мирта ("Жизель")
Если главной Жизелью 19 века является Карлотта Гризи, то главной Миртой, повелительницей вилис, исполнившей эту партию на премьере, можно смело назвать Адель Дюмилятр. Роль очень хорошо легла на холодноватый танец Дюмилятр. Очень хорошо она подходила и по фактуре - высокая, стройная.
Однако эта партия стала и приговором карьере Дюмилятр. Попав в рамки определенного амплуа, она не могла из него вырваться. Ничего путного для нее более не сочинили, а другие партии не ложились на ее индивидуальность. В итоге балерина завершила карьеру всего в 28 лет.
Кстати, Карлотта Гризи также ушла со сцены достаточно молодой - в 33 года.
6. Фанни Черрито - Ундина ("Ундина, или Наяда").
А это - главная балетная дева вод всех времен и народов. Как схлынуло противостояние Тальони и Эльслер, так началось новое - между Карлоттой Гризи, Люсиль Гран и Фанни Черрито. Всем им несказанно повезло - расцвет их таланта совпал с расцветом хореографа Жюля Перро. Для каждой он ставил балеты, угадывая и подчеркивая их индивидуальность, обеспечивая в конечном счете им успех. Черрито, как и Фанни Эльслер, славилась своим темпераментом, скоростью, дерзкой и небрежной манерой танца. Отдельно отмечалось ее виртуозное владение техникой пуантов, а также многочисленные эффектные пируэты, к которым она прибегала.
7. Каролина Розати - Медора ("Корсар")
А это знаменитая ученица Карло Блазиса (как и следующая балерина), первая исполнительница партии Медоры в знаменитом балете по поэме Байрона. У нее не было таких сверхуспешных балетов, с которыми ее имя идентифицировалось бы настолько тесно, как, например, Тальони с Сильфидой (точнее он есть - это балет "Фонти", но вряд ли кто-то из вас знает о нем - до наших дней он не дошел). Хотя танцевала она много где: "Па-де-катр" 1847 года, где она заменила Люсиль Гран, "Эсмеральда", "Времена года", "Марко Спада" и т.д.
В эпоху ее расцвета французский романтический балет разваливался. Французскому и зрителю, и менеджеру не нужны были глубокие роли, нужно было развлечение. Розати ушла из Гранд Опера, приехала в Россию, где также танцевала много раз Медору (и где для нее специально ставился первый крупный балет Петипа "Дочь Фараона"). По завершении выступлений в России, закончила карьеру.
8. Амалия Феррарис
Феррарис также была одной из самых ярких балерин середины 19 века, а ее противостояние с Розати стало одним из самых интригующих и запоминающихся за всю историю Парижской оперы. Они вместе танцевали в "Марко Спаде", Розати - Анжелу, дочь Марко Спады, Феррарис, последняя - маркизу Сампьетри. Хроники тех времен отмечали заметное напряжение, царившее на сцене (и, конечно, за ее пределами) между двумя дивами.
Как и в случае с Розати, у Феррарис нет какой-то отдельной яркой партии. танцевала она во многих балетах, помимо "Спады" это, например, "Сакунтала", предшественница "Баядерки". И все же самым заметным балетом для нее стала "Сатанилла", поставленная на российской земле, про па-де-де из которого мы в т.ч. говорили в одной из предыдущих статей. Именно для Феррарис Мариус Петипа поставил это па-де-де, назвав его "Венецианский карнавал". Запомнилась своей мимической игрой и, как и всякая итальянская балерина, бравурной и виртуозной техникой.
9. Эмма Ливри - Фарфалла ("Бабочка")
Ливри была главной надеждой французского балета в конце 50-х начале 60-х годов 19 века. С ней репетировала сама Мария Тальони, и поставленный ею балет "Бабочка" обернулся настоящим успехом для Ливри, которой стали прочить будущее преемницы легендарной Сильфиды.
Однако будущего не случилось. На одной из репетиций тюники Ливри загорелись от газового рожка рампы (а вместе с ними и она сама). Девушка получила глубочайшие ожоги, и, промучившись в больнице еще 9 месяцев, скончалась в возрасте 20 лет. Вместе с ней окончательно умер французский романтический балет.
10. Пьерина Леньяни - Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Раймонда ("Раймонда"), Золушка.
Ну и, наконец, последняя знаменитая иностранная гастролерша в истории российского балета. После Леньяни на авансцену начнут выходить русские - Кшесинская, Павлова, Карсавина и др. Но эта виртуозная итальянка смогла войти в историю сразу тремя образами.
Первый - Золушки в одноименном балете, где ей первой приписывались знаменитые 32 фуэте (мы с вами выяснили в одной из статей, что не было столько). Второй - Одилия-Одетта в новой постановке "Лебединого озера". Предыдущая, 1877 года, не была успешной, и первые исполнительницы главной партии, Собещанская и Карпакова, получили изрядную долю критики. А вот от Леньяни критика была в восторге. По сути, ей удалось соединить то, что до нее никто не мог - женственную мягкость и пластичность танца с виртуозной техникой (а в ЛО 1895 года она опять же скрутила 32 фуэте). Последней значительной работой стала для нее и партия Раймонды. Также, как и для легендарного Петипа. Ничего лучше уже не будет ни в ее, ни в его жизни.
Конечно, это не все заметные балерины 19 века. Были и Амалия Бруньоли, Фанни Биас и Женевьев Гослен, танцевавшие еще до Тальони на пуантах, и Полина Монтесю, которой некоторые историки приписывают первенство в использовании балетной пачки, и Вирджиния Цукки, несколько лет с успехом гастролировавшая в России, и др.
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, подписывайся, ставь лайк, делись с друзьями. Всем хорошего настроения, любите балет!